О порядке реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в сфере образования

Основания для применения отсрочки отбывания наказания больным наркоманией

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на образование.

 

В соответствии со ст. 19 федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Кроме того, при получении инвалидами образования, в том числе на дому и в форме семейного образования, они имеют право на психолого-педагогическую поддержку.
Статьей 79 федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся детей-инвалидов определяются их индивидуальной программой реабилитации или абилитации.
Так, согласно ст. 11 федерального закона № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее—ИПРА)—это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти.
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида составляется при прохождении ребенком медико-социальной экспертизы и установлении ему статуса «ребенок-инвалид». В ней указываются необходимые мероприятия психолого-педагогической реабилитации и абилитации в сфере образования:
—рекомендации по условиям организации обучения (нуждается/не нуждается);
—необходимость оказания психологической помощи в образовательном учреждении (нуждается/не нуждается);
—необходимость оказания помощи в профориентации в образовательном учреждении (нуждается/не нуждается).
Кроме того, в ИПРА ребенка-инвалида указываются виды помощи, необходимые ему в преодолении барьеров, мешающих получению услуги. Например, помощь ребенку-инвалиду, нуждающемуся в кресле-коляске, сопровождение ребенка-инвалида, обеспечение допуска собаки-проводника, предоставление услуги с использованием жестового русского языка, обеспечение допуска сурдопереводчика, оказание помощи в уяснении порядка предоставления и получения образовательной услуги, в оформлении документов и иные виды помощи.
При этом для законного представителя ребенка-инвалида ИПРА имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
12 августа 2017 года вступил в силу приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, утвердивший новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее—бюро МСЭ), и их новые формы.
Пунктом 6 названного приказа установлено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее—ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым закреплено право бюро МСЭ требовать предъявления заключения ПМПК для проведения медико-социальной экспертизы.
В свою очередь прохождение ПМПК и предъявление заключения ПМПК по-прежнему остаются правом родителей ребенка. При этом наличие в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, оказывают существенную помощь специалистам МСЭ для определения нуждаемости в психолого-педагогической реабилитации или абилитации при установлении инвалидности ребенку.
Согласно п. 14, 17, 18 приказа Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий МСЭ не позднее трех рабочих дней с даты выдачи ИПРА ребенка-инвалида направляет выписку из ИПРА ребенка-инвалида в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (в Севастополе—департамент образования Севастополя) для выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию.
Законный представитель ребенка-инвалида может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина. В таком случае выписка не направляется.
Поскольку реализация ИПРА ребенка-инвалида, в том числе в сфере образования, носит заявительный характер, департамент образования города Севастополя только после получения письменного заявления законного представителя ребенка-инвалида о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, в трехдневный срок обязан организовать работу по реализации данных мероприятий в образовательных и иных подведомственных ему учреждениях и организациях.
При этом срок исполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок, рекомендуемый для проведения данных мероприятий в ИПРА ребенка-инвалида.
В случае нарушения прав детей-инвалидов на образование и реализацию ИПРА ребенка-инвалида их родители (законные представители) имеют право в порядке, предусмотренном федеральным законом от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обратиться с жалобой в департамент образования Севастополя, правительство Севастополя, а также в прокуратуру Севастополя либо обжаловать действия должностных лиц в судебном порядке.

 

(Информация подготовлена помощником прокурора Севастополя по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи Т. Степаненко).

Другие статьи этого номера