Нам нужен «продуктовый светофор»!

Выбираем продукты по ГОСТу

«Роспотребнадзор» предлагает маркировать продукты питания зеленым, желтым и красным цветом в зависимости от степени их полезности. Нужен ли вам такой «светофор»?»—этот вопрос был задан читателям нашей газеты в минувшую пятницу.

 

Как подчеркивают специалисты, в последние годы в развитых странах, включая Россию, наблюдается тенденция роста неинфекционных заболеваний: избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет второго типа и др. Основная причина их возникновения—нарушение структуры питания за счет потребления в том числе пищевой продукции с высоким содержанием сахара, соли, жира. По данным Минздрава, в 2011 году на 100 тыс. человек приходилось 856,5 случая заболевания ожирением, в 2016 году показатель увеличился до 1245,6 случая.
Повышение информированности населения поспособствует тому, что дальнейшее распространение заболеваний сбавит темпы роста, уверены в «Роспотребнадзоре». А дополнительная цветовая индикация на упаковке продуктов позволит покупателям получить более детальную и наглядную информацию об их составе.
Цветовые полоски предлагается распространить на хлебные, мясные, рыбные и молочные продукты, овощные и фруктовые консервы, соки и кондитерские изделия. Пилотный проект по добровольной маркировке продуктов питания цветами светофора в зависимости от уровня содержания в них соли, сахара и жирных кислот стартовал 1 июня 2018 года. Сделано это для того, чтобы лишний раз напомнить покупателям о здоровье, а заодно облегчить выбор между товарами: при наличии «продуктового светофора» не надо вчитываться в мелкий шрифт на упаковке того или иного товара, определяя, что прячется за красивой оберткой.
К примеру, вы решили взять чипсы с полки, но на глаза сразу попадается «красная метка»: осторожно, здесь много соли! Как считают в «Роспотребнадзоре», благодаря маркировке людям станет легче формировать здоровый рацион питания, что в перспективе снизит в России количество алиментарных (обусловленных как избытком, так и дефицитом пищевых веществ в рационе питания) заболеваний. Впрочем, потребители справедливо опасаются, что производители могут придумать новые уловки, чтобы обмануть покупателей.
—Я буду только «за»: подобный «светофор» совсем не лишний, вот только вряд ли найдутся производители, которые добровольно будут маркировать свою продукцию красным цветом,—говорит Владимир Иванович.—Думаю, все будут наносить на упаковку зеленый или, в крайнем случае, желтый цвет. И кто будет следить за правильностью маркировки? А так задумка очень полезная, хотя… Если продукт мне нравится, то никакой «светофор» не напугает. Просто не надо злоупотреблять товарами с «красной меткой»—и все. Считаю, что необходимы здоровый компромисс и золотая середина во всем. Сама природа, если ее не заставлять мутировать, вред ничему живому не наносит.
—Все зависит от того, что человек ест, а так как мы живем в эпоху обмана, то хотелось бы знать в первую очередь состав продуктов, которые нам предлагают купить,—рассуждает Тамара Иосифовна.—Что даст потребителю эта маркировка, если никто не будет нести ответственность за качество продуктов? Лично меня в настоящий момент больше всего волнует качество хлеба. Раньше, когда на ул. Гоголя, где был магазин «Горячий хлеб», выпекали хлебобулочные изделия, по всей улице запах хлеба разносился. А теперь к самому носу подносишь—не пахнет, хотя нас уверяют, что все делается по ГОСТу. Из чего пекут такой хлеб—мы доподлинно не знаем. А ведь едим его каждый день! Что туда добавляют, чтобы он был таким тяжелым? Почему он рассыпается на крошки, когда его режешь? Добавляют в тесто всевозможные разрыхлители, гормоны роста, вот мы все и «растем» в разные стороны. Посмотрите, сколько вокруг полных людей. А ведь лишний вес—не показатель здоровья.
—Я, конечно, буду только рада такому вот «светофору»,—продолжает обсуждение темы Анастасия Павловна.—Недавно смотрела по телевизору, как исследовали «Докторскую» колбасу… чего только туда не напихали!
После этих передач сказала дочери, чтобы больше мне колбасу не покупала. Теперь утро начинаю со здоровой пищи: ем творог со сметаной, отварное яйцо, булку с маслом и чай.
Конечно, современные продукты ни в какое сравнение не идут с теми, что были раньше. Возьмем, к примеру, те же свеклу и картошку—их приходится на целый день замачивать в воде, а потом еще и щеткой оттирать. Такое впечатление, будто овощи цементом обливают, чтобы они тяжелее были. Масло сливочное растекается—размазня! Что в него добавляют—неизвестно. И хлеб с каким-то странным привкусом: не знаю, почему, но во рту постоянно ощущаю вкус соли, когда ем хлеб… Мне—за 90 лет, но я уже ничего не понимаю в этой жизни: все кувырком!
Стоит отметить, что, как уверяют специалисты «Роспотребнадзора», маркировка цветами светофора поможет навести порядок в продуктовой корзине и сделает выбор клиентов магазинов более осознанным. Люди сформируют здоровую диету и будут менее подвержены заболеваниям, связанным с недостатком или избытком тех или иных пищевых веществ в организме.
Соответствующие расчеты суточных норм потребления сахара, соли, трансжиров и жирных кислот для всех категорий продукции уже произведены. Так, 0,7 г поваренной соли на 100 г мясных и хлебных продуктов будет свидетельствовать о превышении суточного потребления этого вещества и может быть выделено на упаковке полоской красного цвета. А менее 0,12 г будет соответствовать низкому содержанию соли, что соответствует зеленому цвету полоски. Диапазон же между этими значениями составляет средний уровень содержания соли—желтый цвет полоски.
Избыточным предложено считать содержание сахара более 22 г на 100 г твердых продуктов. Низкое составляет 5 г на 100 г. Более 18 г жиров на 100 г мясных и рыбных продуктов также считается высоким, а менее 3 г на 100 г твердых продуктов—низким.
Производители смогут отвести на графические изображения до 30% упаковки, на ней в итоге может появиться четыре полоски. При этом рекомендации «Роспотребнадзора» не распространяются на следующие группы товаров: пищевое сырье, сахар-рафинад, растительное и сливочное масло, сало-шпик и другие продукты с простым пищевым матриксом. А также на бутилированную воду и безалкогольные напитки с подсластителями, добавки, ароматизаторы, специи и жевательную резинку.
Первыми участие в экспериментальном проекте согласились принять производители мороженого. Теперь очередь за остальными.
Кстати, социологи немецкой компании GfK выяснили, что россияне стали меньше употреблять в пищу колбасы и мясные деликатесы. Изучив покупки десяти тысяч российских домохозяйств в городской и сельской местности в период с июля 2017-го по март 2018 года, они установили, что более четверти всего мяса россияне покупают в виде колбас, сосисок и мясных деликатесов. За последний год спрос на эту продукцию снизился на 3%.
В настоящее время категория «мясо» занимает 14% бюджета среднестатистической российской семьи. Специалисты объяснили снижение спроса желанием россиян вести здоровый образ жизни, а также развитием услуг по доставке готовой еды.
Однако упомянутая категория продолжает оставаться самой крупной статьей расходов среди российских покупателей. В среднем домохозяйства тратят на мясо, включая готовые изделия, 1860 рублей ежемесячно, говорится в результатах исследования.

 

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера