Подводнику Ивану Завгороднему—90!

3 июля 1928 года на границе с Маньчжурией родился Ваня Завгородний.
И ничто не предвещало ему путь в подводники.

 

…В 1943 году с Ленинграда была снятаПодводнику Ивану Завгороднему—90! блокада. И учащихся спецшколы с морским уклоном отправили в подготовительное училище Военно-Морского Флота. Из морских наук учили вязать узлы, семафорить флажками, ходить на шлюпках. Специальных курсов не было, а сразу после выпуска распределяли по высшим военно-морским училищам. Завгороднему посчастливилось попасть по распределению в Высшее военно-морское командное училище имени М. Фрунзе в Ленинграде, которое он и окончил в 1950 году.
Иван попросился на подводную лодку. И попал на трофейную лодку из тех, что когда-то базировались в Риге. Стажироваться пришлось в роли штурмана, так как на лодке своего штурмана в тот момент не было. Так и определилась специальность будущего офицера. А при выпуске из училища лейтенант Завгородний высказал желание служить на Тихоокеанском флоте—тянуло его в родные места. Командование это желание удовлетворило.
Лейтенант попал на современную лодку «Сталинец», а потом—на курсы штурманов. После учебы вернулся на ПЛ «Сталинец», но сразу был переведен штурманом на большую подводную лодку. Стремительный служебный рост! С 1953-го по 1954 год Завгородний—уже командир БЧ-1 большой ПЛ. В 1955 году награжден серебряной медалью «За боевые заслуги». Помощник командира… старший помощник… И с 1956-го по 1958-й Иван Николаевич командовал большой подводной лодкой Б-13 «Ленинец». Это в 28 лет!
Подводник должен постоянно учиться. Командирские классы ВОЛСОК—8 месяцев в Ленинграде… После их окончания офицер вновь попросился на ТОФ. И попал Завгородний на большую лодку на Камчатке, где и проходил службу два года. Семью туда перевез. К этому времени дочери Людмиле было уже шесть лет, а в октябре 1960-го в военном посёлке Рыбачьем—базе подводных лодок—родился и сын Алексей. И на этой самой большой лодке Иван Завгородний совершил необычный, долгий поход.
Этот поход оказался тяжёлым и невезучим буквально с первых дней. Через пару суток у Курильских островов вышел из строя левый дизель. Весь задний фронт двигателя разлетелся в куски. Собрался большой совет. Командир БЧ-5 утверждал, что ремонт осуществит своими силами, и Завгородний послал радиограмму на Большую землю. Это был не телефонный разговор, а выстрел в секунды с полной шифрованной информацией. Запчасти из базы в нужную точку доставил эсминец—забросили канаты и по воздушной переправе доставили все запчасти-железяки на лодку. Командир БЧ-5 с поставленной задачей справился, через пару недель левый дизель был отремонтирован и запущен в работу. Хвала и слава профессионалам своего дела!
Программа исследования южного полушария предполагала встречу с айсбергами. Но такая реальность казалась далекой. Иван Завгородний перед каждым погружением проверял акваторию, эхолокацией «осматривал» воду. Перед всплытием акустик докладывает: «Все чисто!» Вот уже полтора месяца лодка идет в южном полушарии. Каждый командир знает, что в этих широтах встречаются плавающие льдины. И тут вдруг неожиданность… Интуиция настоящего командира заставила Ивана Завгороднего подойти к перископу. Впереди—стена изо льда. Гигантский айсберг! Оптика не позволяла определить его размеры. Вызвал акустика «на ковер» уже позже, когда реверс отработали. А что, если бы на глубине шли? Сколько метров эта ледяная глыба под водой занимает? Чудом не повторили судьбу «Титаника»…

 

Подводнику Ивану Завгороднему—90!

 

Для поступления в Высшую военно-морскую академию все четыре экзамена нужно было сдать на 5 баллов. Иван Николаевич с этой задачей справился. Три с лишним года пришлось грызть гранит военно-морских, военно-политических наук, изучать работы классиков марксизма-ленинизма. Но в таком красивом, полном музеев, театров и стадионов городе, как культурная столица СССР—город-герой Ленинград, время учёбы прошло довольно быстро. Два раза офицер-подводник ездил на одномесячные стажировки: один раз—на Северный флот, в Полярный, а второй—на Черноморский, в Балаклаву. После завершения учебы, успешной сдачи экзаменов и защиты диплома Завгородний был по собственному желанию направлен начальником штаба 19-й бригады подводных лодок, которая базировалась во Владивостоке в бухте Малый Улисс. Там и получил первый реальный опыт начштаба.
В Балаклаву Иван Завгородний прибыл на должность начальника штаба 155-й Константской ордена Ушакова бригады подводных лодок 14-й дивизии ПЛ. Комбригами тогда были капитаны 1 ранга Н.А. Маркелов и В.И. Бежанов. Командирами дивизии были контр-адмиралы Г. Лазарев, Герой Советского Союза В. Герасимов, Л. Кобельский, а уже гораздо позже—бывший командир одной из подлодок 155-й бригады Станислав Алексеев, который считал Завгороднего своим лучшим наставником и учителем.
Довелось Ивану Завгороднему походить по Черному морю. Ходил на «С-158» в автономку с командиром лодки Анатолием Касьяновым к турецким берегам. Ходил в Средиземное море. Длительным и сложным был переход лодки «С-384» на ремонт в Либаву с заходом в Александрию. Состоялось непреднамеренное купание: при волнении моря предстояло с борта надводного корабля на борт лодки перебраться без швартовки. Эмоций хватило надолго!
Очень ответственной и нестандартной была показательная стрельба крылатыми ракетами с подводной лодки для группы членов Политбюро и ЦК Компартии, а также высшего военного командования стран—участниц Варшавского договора. Главком С.Г. Горшков дал на подготовку сутки. Работа закипела. Для исполнения главной роли выбрали лодку «С-69» под командованием Бориса Царева. Старшим на лодке во время выполнения стрельб был назначен начальник штаба бригады И.Н. Завгородний.
Крейсер с высокими гостями отошёл в район Ялты. В сложных погодных условиях, при волнении моря пять баллов, а то и больше, лодка всплыла и произвела пуск ракеты. Но волна захлестнула пусковую шахту—первая ракета не вышла из контейнера. Командир сразу же спросил Завгороднего: «Что делать дальше?» И незамедлительно, получив ответ «Запускать вторую ракету!», дал команду на пуск. Эта ракета успешно устремилась ввысь к цели. Следом после быстрой проверки была запущена и первая ракета. А ведь Завгородний мог запретить запуск второй ракеты, обоснованно сославшись на плохие погодные условия. Но тогда показательные стрельбы были бы сорваны…
В 1976 году Ивана Николаевича назначили заместителем начальника штаба КЧФ по боевому управлению (оперативным дежурным флота, как говорится, «ночным командующим» КЧФ). А в 1982-м предложили загранкомандировку в Алжир и должность советника командующего ВМФ Алжира. Это было очень интересное и материально выгодное предложение. Завгородний долго раздумывал, понимая, что после командировки нужно будет уходить в запас. Решение ехать в Алжир принималось непросто. Всего Завгородний с супругой прожили и прослужили в столице Алжира два года. Больше не захотели, хотя им и предлагали. Сказалась тоска по Родине и детям.
Иван Завгородний ушёл на пенсию в 57 лет, хотя другие капразы уходили гораздо раньше. Много сил он отдавал и отдаёт ветеранскому движению. Всегда увлекался охотой и рыбалкой, на пенсии серьёзно занялся дачей, получал хорошие урожаи овощей и фруктов. И сейчас, в свои 90 лет, летом все свободное время проводит на даче. Лопата, вилы, секатор, опрыскиватель всегда под рукой. Сам на своём малюсеньком «ДЭУ Матисе» ездит на дачу. Вообще главные по жизни увлечения Завгороднего—это, конечно, сад и огород, работа на свежем воздухе (сказывается привычка с детства к тяжёлому физическому труду, хотя теперь силы не те, что были), а второе хобби—это содержание, техобслуживание и, конечно, вождение автомобиля. Причём безаварийное, дисциплинированное и строго по правилам. До сих пор любовь к вождению автомобиля не ослабевает.
Вот так и живет-может ветеран-подводник, дачник и автолюбитель, сегодняшний юбиляр Иван Завгородний. Молодец, однако!

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.
Фото из семейного архива юбиляра.

 

Другие статьи этого номера