Чуфут-Кале. Город загадок

Принципы—дороже

Город-крепость Чуфут-Кале на сегодняшний день остаётся одним из самых посещаемых пещерных городов Крыма. Его считают городом-долгожителем. Ученые сходятся в том, что почти до конца XIX века в нем кипела жизнь. Но доподлинно известно, что и в 1941 году несколько семей оставались в городище Чуфут-Кале на вершине горы. Сохранились воспоминания свидетелей предутреннего полета немецкой авиации на Севастополь 21 июня. Они же наблюдали зарево над черноморской базой в течение еще шести месяцев. Сейчас, в 2018 году, на вершине горы тоже живут люди. Правда, свое присутствие там они не афишируют.

 

И в прежние века о Чуфут-Кале ходили легенды, к нему устремлялись известные путешественники и ученые. У города было много хозяев и много имен. Удел историков—спорить о последовательности названий города. Раннее средневековье теперь уже навсегда покрыто мраком. Но и тогда город уже был известен далеко за пределами полуострова.
Сейчас автомобильная часть прогулки от Бахчисарая к городищу заканчивается в Староселье. Здесь конечная остановка автобусов. Но и такси едва ли вас повезет дальше. Только пешком можно добраться до намеченной цели. На автостоянке вас ожидают местные джиперы. За определенную сумму они готовы отвезти вас на соседние горы для обзора Чуфут-Кале со стороны. Предложение заманчивое и реальное. Но в сам город с ними вы не попадете. Дорожные указатели произвольной формы говорят о том, что дальше—«Территория Свято-Успенского мужского монастыря. Въезд запрещен». Это решение самого настоятеля монастыря.
Правильное решение, если учесть желание автомобилистов подъехать к объекту как можно ближе. На узкой горной дороге машинам сложно было бы разминуться. Кратчайший путь ведет через балку Майрам-Дере мимо Успенского монастыря, в котором идет интенсивное строительство храмов, надворных хозяйственных построек, гостиниц. Работают технологический транспорт, тяжелая строительная техника. По левую руку можно наблюдать курятники монастыря, прохождение отары овец, стада коз. Сплошной полосой они растекаются по узкой тропе под скалами крепости в пещерные загоны. Лесная дорога поднимается до границы леса и переходит на крутой склон к южным воротам в южной крепостной стене. На каждом шагу—лотки торговцев сувенирами, посудой, бижутерией. Есть отдельные выкладки лечебных сборов краснокнижных растений Крыма. Картина южного склона города удивляет своей монументальностью. И с каждым шагом ощущаешь приближение к какой-то тайне веков.
Южные ворота называются Малыми (Кучук-Капу), поскольку восточные ворота куда больше по своим размерам. И стена, и ворота выглядят очень внушительно. Но сроки их возведения (XV-XVI вв.) наводят на мысль о декоративности архитектурного решения этой части крепости. Стена тонка и против артиллерии не способна устоять. В городе жили мусульмане, христиане (греки и армяне), караимы. Мощенная булыжником дорога не имеет колеи перед воротами. А здесь повозки и не могли бы подняться. Круто. А вот для пешего путника обшитые железными коваными полосами дубовые ворота готовили сюрприз. За ними был построен каменный мешок, в котором любой непрошеный гость попадал в засаду.

 

Чуфут-Кале. Город загадок

 

Для сегодняшнего туриста таковой является кассир, собирающий деньги за проход на территорию городища. Это без экскурсионного обслуживания, без гида-проводника. Платим деньги и проходим по деревянному настилу к первой череде пещер. Здесь находилась охрана города. И все пещеры целенаправленно были подготовлены к отражению нашествия противника. В них огромное количество проушин для привязи животных, кормушки, каменные скамьи-лежаки. В стенах много гнезд под деревянные конструкции. В оконных и дверных проемах ранее были поворотные деревянные створки. Между соседними пещерами есть окна-ходы для человека, лестничные марши с этажа на этаж. Лабиринты ходов не дают ответа на вопрос о предназначении каждой пещеры. Нужно все анализировать на подсознательном уровне.
Улица древнего города с монолитной дорогой ведет нас к караимским храмам, кенасам. Ученые спорят о двух версиях появления в Крыму караимов. По одной из них, они пришли вместе с татарами в XIII веке, по второй—были более ранними обитателями Крыма и тюркский язык восприняли от окруживших их тюркскоязычных племен уже позже. Религия караимов—ветвь иудаизма, чтущая Тору, но не признающая Талмуд. Здания кенас сохранились в хорошем состоянии. На веранде есть мраморная доска с памятной надписью о посещении кенасы императором Александром в 1886 году. Стены двориков кенас выложены разновеликими камнями, что может говорить об их далеко не единовременной постройке и об использовании камней, оставшихся после разборки других строений. Крыши крыты красной черепицей. Убранства в помещениях сейчас нет, хотя двери плотно закрыты.
Дюрбе, или мавзолей Джанике-ханым, стал своеобразной визитной карточкой Чуфут-Кале. Дочь Тохтамыша, внучка хана Хаджи-бека, правила городом до 1437 года. Мавзолей несколько раз перестраивался, и внешний вид свой явно изменил. Рядом с мавзолеем расположена средняя оборонительная стена с огромными воротами под арочным сводом (Орта-Капу). Эта стена относится к X веку, но ученые склонны считать её результатом перестройки ранней фортификации. Стена сложена из огромных тесаных квадр и забутована «диким» камнем на растворе.
Город разрастался. За средней стеной вырос новый поселок. Вот этот Новый город должна была защитить восточная стена на горном плато. После её строительства необходимость в воротах средней стены отпала. Исчезли и сами ворота. Караимы плотно застроили Новый город после того, как татары в 1510 году покинули Чуфут-Кале и перебрались в Бахчисарай. Ученые башни восточной оборонительной стены считают больше декоративными, нежели фортификационными, боевыми.
Через ворота в город ведет монолитная скальная дорога с глубокой колеёй. В некоторых местах она имеет глубину более 50 сантиметров. Все улицы города имели ливневку и канализацию. На средней улице есть колодец с корытом для водопоя скота и пещера-резервуар—для накопления дождевой воды. Правда, теперь это—имитация, железобетонная бутафория древних сооружений. Сама восточная стена построена во второй половине XVI века, а южная башня её—новодел конца XIX века. Есть мнение, что башня должна была напомнить абрис Иосафатовой долины вблизи Иерусалима, родины Ветхого Завета.
Балка Майрам-Дере, по которой мы начинали подъем к городу, в своем верховье переходит в балку, именуемую Исофатовой долиной. В ней расположено древнейшее караимское кладбище. Там можно встретить памятники караимам, умершим и похороненным уже в XXI веке в дальних землях. Но камень с их именем стоит на земле предков.
Многообразен мир пещер Чуфут-Кале. Археологи насчитывают около 150 пещер, из которых жилыми можно было считать 60, хозяйственными—50. Осмотреть их за один день нереально. Отправляясь в путь, нужно заранее изучить расположение пещерных сооружений и их назначение. Только тогда вы сможете почерпнуть какую-то новую визуальную информацию. Поражает не только многообразие пещер, но и их архитектурное решение. Нужно помнить, что почти всё население города проживало в каменных или деревянных домах, от которых остались на плато каменные развалы и пепелища.
У наблюдательного туриста может возникнуть вопрос «Где же пещерные храмы»? А нет таковых на Чуфут-Кале. На Бакле и Эски-Кермен есть, на Шулдане и Тепе-Кермен есть. А здесь нет только потому, что когда монахи в уже брошенных пещерах, покинутых жителями городов, обустраивали храмы, на Чуфут-Кале еще долго кипела жизнь. Не было христианских храмов на Чуфут-Кале: ни пещерных, ни наземных.
За восточными воротами на горном плато есть удивительной ровности площадка. Сегодня её принято именовать базарной площадью. Но настоящее предназначение столь обширной территории трудно назвать. Ворота закрыты организаторами экскурсий на три замка. Этими воротами история Чуфут-Кале не заканчивается. На плато есть еще много интересных объектов.
Возвращаемся на территорию, посещение которой оплачено при входе в музей. Башня восточной стены имеет оригинальную конфигурацию в плане и позволяет обстреливать вероятного противника, штурмующего ворота. За стеной—множество каменных завалов. Это остатки жилых домов, древних усадеб. Угадываются улицы, переулки. Сегодня все это заросло терном, шиповником, фисташкой, рябиной, дикой травой.
Находим улицу древнего города, на которой нет колеи. Пешеходная зона? Повозки и всадники здесь не передвигались. Только лишь граждане ходили по своим делам. И эвакуаторов повозок не было. Распоряжений местного правителя никто не нарушал. Квитанции со штрафами почтальон не разносил по домам горожан. Улица будто только что из-под дорожного катка—ни одной «морщинки».
Удивляет прозорливость зодчих, рубивших пещеры. В некоторых из них уже при планировании были предусмотрены опорные столбы круглого или квадратного сечения. Пещеры вырублены с идеальной геометрической точностью. Вот только время не щадит известняк, вымывает наиболее мягкий материал со стен и колонн. В одной из пещер есть горизонтальная щель в десять сантиметров по всему периметру выработки. Слой рыхлого известняка выветрился. Стены и своды висят в воздухе. И подпорный столб в середине рассечен надвое.
Некоторые пещеры напоминают своей конструкцией гаражи наших современников. Вроде ровный пол, коврами устлан. Под ним—доски. Под ними—огромное помещение: склад, тюрьма, библиотека, лаборатория?
Уже по пути к выходу из лабиринта городища находим частично реставрированную мечеть 1346 года постройки. С научной точки зрения, очень интересная находка. Но простому туристу она ни о чем не говорит. Невозможно в наше время объяснить обилие тротуаров и конфигурацию улиц городища, систему канализования жилого района.
Солнце клонится к закату. На тропе к Успенскому монастырю обгоняем торговцев сувенирами. Завтра им нужно рано собирать свои коробки и сумки, первыми встречать туристов у подножия Чуфут-Кале…

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.
Фото автора.

Другие статьи этого номера