Водители, грузчики, маникюрши, курьеры… а на кого сегодня спрос?
Бурное развитие технологий принесло с собой дополнительные возможности для замеров и оценки тех или иных сфер жизни. Чтобы оценить востребованность массовых профессий, мы воспользовались данными сайта «Avito Работа», аудитория которого—19 млн посетителей в месяц. Массовые вакансии составляют 40% размещённых объявлений. И лидируют здесь автомобильный бизнес, транспорт и логистика, продажи. Как видим, данные совпадают с выводами учёных ВШЭ. За ними следует административная работа, что тоже отражает тенденцию роста количества «белых воротничков».
Что говорит статистика?
«Мы работаем на рынке подбора персонала уже пять лет,—рассказывает директор «Avito Работа» Владимир Корицкий.—Опираясь на огромный массив данных, накопленный за это время, мы проанализировали тенденции и выявили самые востребованные профессии».
По данным экспертов, самые востребованные профессии—водители и продавцы. Причём спрос на водителей растёт быстрее, чем на остальные профессии: за год число вакансий выросло на 37%. Увеличение вакансий в автомобильном бизнесе и транспорте в целом однозначно связано со взрывным ростом рынка такси, считают эксперты. Наиболее заметный рост—в Воронежской, Ленинградской, Московской, Свердловской и Новосибирской областях. В Москве и Санкт-Петербурге рост вакансий водителей не столь очевиден—вероятно, из-за перенасыщенности этого сектора в столицах.
В сфере логистики востребованы грузчики и курьеры. «Увеличение числа последних связано, во-первых, с растущей популярностью самой услуги доставки, она экономит время людям,—поясняет Корицкий.—А во-вторых, с тем, что с каждым годом—особенно в больших городах—постоянно растёт количество логистических служб и сервисов экспресс-доставки, например в сфере общепита. И это требует всё больше курьеров».
Анализ содержания вакансий в рубрике «Строительство» показывает, что увеличивается потребность не только в строителях, но и в специалистах отделки—штукатурах, облицовщиках и т.д. В сфере обслуживания особенно востребованы мастера маникюра.
Что касается обрабатывающих отраслей, то статистика сайта фиксирует небольшое увеличение вакансий в направлении «Производство, сырьё,
с/х». И, скорее всего, это связано с оживлением отечественного товаропроизводства в контексте импортозамещения.
Обязателен ли опыт?
Аналитики сайта также отмечают рост потребности в сотрудниках без опыта работы, в т.ч. студентах. Если в 2016 г. объявлений, где в требованиях к опыту указано «не имеет значения», было 815 тыс., то в 2017-м—уже 1 млн, т.е. рост на 27%. По мнению экспертов, с одной стороны, это связано с увеличивающейся год от года тенденцией принимать на работу студентов, а с другой—с желанием молодёжи как можно раньше начинать карьеру и параллельно с учёбой получать первый профессиональный опыт.
Однако растёт и количество вакансий, где, наоборот, требуется серьёзный опыт работы—более 5 или даже 10 лет. В первом случае темп с 2016-го по 2017 г. составил +31,1% (увеличение с 88,3 тыс. до 115,8 тыс.), во втором прибавил 30% (с 42,5 тыс. до 59,4 тыс.).
Анализ объявлений работодателей по типу занятости не менее интересен. Удалённая работа набирает популярность: за год таких предложений стало больше на 25%. В условиях конкурентной борьбы за сотрудников работодатели стараются предлагать им возможность не ходить в офис. А у работников гибкий график и «удалёнка» приобретают всё большую популярность, особенно у жителей мегаполиса, ценящих своё время.
Количество предложений о работе вахтовым методом за год значительно выросло—на 43%. Затем следуют вакансии со свободным графиком (+35%) и неполным рабочим днём (+30%). В последнем случае зарплата по сравнению с аналогичными предложениями на полный день ощутимо падает.
«Эти данные объективно характеризуют рынок труда и достоверно отражают ситуацию как в массовых профессиях, так и среди «белых воротничков»,—отмечает Корицкий.—В I квартале этого года 19% жителей России, искавших работу, нашли её на нашем сайте. А 25% работодателей нашли здесь сотрудников. Уверен, что наша аналитика будет полезна не только компаниям и пиар-менеджерам, но и тем, кому нужна работа».
«АиФ» № 25.