В главной роли

В главной роли

О намечавшейся творческой встрече с заслуженной артисткой Украины Ниной Белослудцевой, которая должна была пройти в Любимовке в библиотеке-филиале № 30 Централизованной библиотечной системы для взрослых, стало известно заблаговременно. Скажем так, заинтересованные стороны стремились подойти к назначенному дню личного знакомства более-менее подготовленными, чтобы порадовать друг друга неожиданными ходами, сюрпризами.

 

В этом деле небольшой коллектив библиотеки-филиала, возглавляемый Татьяной Пчелиной, и ее актив учить нет особой нужды. Непосредственно к подготовке планового мероприятия не только привлекли читателей (Л.И. Атращенко, О.В. Реченко, А.П. Волянского), но и обратились за содействием к отдельным специалистам Центральной городской библиотеки имени Л.Н. Толстого, Галине Перминовой, заведующей народным музеем русского академического театра имени А.В. Луначарского—театра, в котором свыше полувека с успехом служит Нина Федоровна, а также попросили помощи и совета у любителя театрального искусства и коллекционера Дмитрия Кириченко.
Нину Белослудцеву и Галину Перминову встретили на площади Захарова, чтобы с ветерком доставить на место. Тридцатая библиотека-филиал располагается в цокольном этаже пятиэтажного жилого дома. Но, как говорится, красна изба не углами, а пирогами. Переступив порог скромного читального зала, гости от неожиданно нахлынувших чувств долго приходили в себя. Здесь, например, была развернута выставка редких и особо ценных книг по театральной тематике. Отдельно были представлены раритеты: В главной ролитеатральные бинокли, веер, элегантные перчатки и другие предметы, которые все еще с нами при посещении спектаклей. Нашлось место для старых афиш с названиями постановок с участием Нины Белослудцевой, ее фотопортретов и фотографий. О существовании некоторых из них Нина Федоровна даже не подозревала.
Но предстояло еще выступление артистки, а также ее ответы на вопросы, поступившие из условного президиума и из зала. Этому предшествовало выступление с музыкальными номерами саксофониста-педагога местной музыкальной школы Н.Ф. Куртмеметова и учащегося этой школы Владимира Поливача.
Вслушиваясь в игру последнего на синтезаторе, Нина Федоровна вспомнила, как в детстве выходила на сцену клуба городка Лыськова Пермской области в концертных программах. Выходила талантливая, заводная школьница Нина на люди и не подозревала, что сцена, театр станут ее жизнью. Ее приняли в труппу местного театра едва ли не сразу после выпускного вечера в школе. После Пермской области был Казанский театр юного зрителя. Государственный институт театрального искусства Нина Федоровна окончила уже в Севастополе в 1967-м. В наш город артистка приехала в 1961 году.
За долгие годы Нина Белослудцева сыграла роли минимум в 150 спектаклях.
Первый образ—это Лена в постановке по пьесе И. Тумановского «Дачный тупик». В 1990 году артистку удостоили приза «За лучшую роль» на международном театральном фестивале «Херсонесские игры» за исполнение роли в спектакле по пьесе П. Шеффера «Лавидж». Хороша Нина Федоровна и в образе аристократки Фелисити в мелодраме «Загнанная лошадь». Пьеса поставлена по произведению Ф. Саган. Ей поручались ведущие роли в спектаклях по пьесам А. Островского, А. Чехова, А. Семенова, М. Рязанова и других драматургов прошлого и наших современников.
Отвечая на один из поступивших из зала вопросов, гостья любимовцев рассказала, что снималась в кино в ролях второго плана. В частности, ее пригласили к сотрудничеству создатели культовой в отечественной кинематографии картины «Человек-амфибия».
Кино или театр? «Конечно театр,—сказала Нина Федоровна.—Это сотворчество с замечательным нашим зрителем. Это возможность от спектакля к спектаклю, как по крутой лестнице, прокладывать путь к совершенству».
В то же время влечет и новизна. Так, в нулевые годы Нина Федоровна приняла предложение исполнить роль Маши, сестры Антона Чехова, в радиоспектакле по пьесе севастопольской писательницы Валентины Фроловой «Твой Антуан, или Последняя любовь Чехова». «Очень интересно было выступить не на сцене, а в эфире»,—сказала актриса. На малой сцене родного театра имеет успех ее авторская программа романсов «Это было недавно, это было давно…»
В ходе творческого отчета в Любимовке Нина Белослудцева не пела, а восхитительно выступила с чтением стихотворения Евгения Евтушенко и благоухающей прозы Ивана Тургенева.
Огромен духовный потенциал нашего города. Чтобы приобщиться к богатствам культуры, достаточно пригласить на встречу с публикой поэта, художника, музыканта или, как это произошло в Любимовке, артиста. Успех гарантирован. «Встреча с вашими читателями,—написала Нина Федоровна в книге отзывов библиотеки,—это подарок для актера, подарок для души и сердца… До встречи в театре!»

 

А. КАЛЬКО.
На снимках: Нина Белослудцева; театральные раритеты.
Фото Т. Пчелиной.

Другие статьи этого номера