Коммунальный гоп-стоп от управляющей компании: как это делается

Коммунальный гоп-стоп от управляющей компании: как это делается

Задайте вопрос первому встречному-поперечному: «Любите ли вы свою управляющую компанию?» И почти наверняка (ну должны же быть исключения!) в ответ услышите: «А за что ее любить?!» Хорошо, если не добавит в сердцах: «Мошенники!» В том, что в УК мошенничают, уверены почти все. Но немногие могут доказать. Мол, разбираться—себе дороже. В принципе, и автор этих строк мог бы заплатить ГУПС «Управляющая компания Нахимовского района» 1008 рублей и, как говорится, спать спокойно. Но, откровенно говоря, умилили они меня детской непосредственностью… Ни тени сомнения в том, что делать деньги из воздуха—самое обычное дело.

 

Как не понравиться УК

Не секрет, что среднестатистический житель многоквартирного дома (МКД) в повседневной жизни от прямых контактов с управляющей компанией старается максимально дистанцироваться. Но наступают моменты, когда этого не избежать. У меня такой момент случился: в квартире потребовалась замена газовой колонки, именуемой официально «водонагреватель проточный газовый», или ВПГ.
Пример, конечно, нечастый для отдельного гражданина, но вполне типичный, ведь рано или поздно большинство из нас ставит перед собой такую или подобную задачу. Кроме того, это пример, пожалуй, с наиболее сложным решением, так как замена газовой колонки так же, как и другого газового оборудования в квартире, требует участия трех организаций.
О том, как оформляется замена колонки, я не имел ни малейшего понятия и за разъяснениями обратился в ПАО «Севастопольгаз». На свои вопросы получил четкие ответы. В частности, узнал, что для замены газовой колонки необходимо:
1) получить у печников акт на проверку вентиляционных каналов и дымоходов;
2) зарегистрировать этот акт в управляющей компании, обслуживающей дом, в котором расположена ваша квартира;
3) самостоятельно провести замену газовой колонки;
4) подать заявление в «Севастопольгаз» о замене газовой колонки.
И после этого специалистами «Горгаза» проводится проверка соответствия условий эксплуатации вновь установленной колонки «Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденным постановлением правительства РФ № 410 от 14.05.2013 года.
Проверка и получение акта от печников прошли достаточно буднично и оперативно. Согласовали день, пришли, произвели проверку дымоходов и вентканалов, включая наличие зольника, и выдали нужный мне акт. Со своей стороны я через банк оплатил названную ими сумму. Кроме того, специалист, проводивший проверку, предупредил, что в управляющей компании при регистрации акта также берут плату в сумме порядка 800 рублей. И если печники не предупреждают об этом, то в УК обижаются. Типа: пришел, а пароля не знаешь!
Ну пароль—так пароль. Правда, некоторое недоумение названная сумма все-таки вызвала. Не многовато ли за то, чтобы подписать акт, поставить печать и внести сведения в свой реестр? И почему об этом сообщают печники, а не в самой УК: я ведь при обращении туда вопрос о «цене вопроса» задавал.
Позвонил и задал его вторично. Ответ дежурного инженера получился каким-то путано-раздраженным, но смысл сводился к следующему: разговор не телефонный, нужно явиться лично. Дело-то серьезное. Далее цитирую Игоря Валентиновича (так он представился) дословно (с некоторыми непринципиальными сокращениями): «…Вы приходите… с этим актом печников. Мы это фиксируем, регистрируем… заносим в свои списки и несем юридическую ответственность за происходящее в вашей квартире, за… условия эксплуатации. Эта услуга платная, и стоит разная услуга по-разному».
Пришлось проявлять настойчивость: речь-то идет не о разной, а о вполне конкретной услуге. В общем, удалось-таки добиться от собеседника признания: за регистрацию акта печников они берут уже не 800, а 1008 рублей. Инфляция?
В общем, посредством телефонной напористости репутацию я себе, похоже, подпортил. При личной явке в УК инженер довольно подозрительно начал изучать представленный мною акт, интересоваться, есть ли в квартире дверь на кухню. На мой вопрос «Какое это имеет отношение к регистрации акта от печников?» разразился тирадой:
—Я буду выходить непосредственно на место, осматривать, выявлять недостатки, актировать, устанавливать вам сроки, штрафовать и контролировать, дальше—отслеживать, как вы будете изменять эти условия. Если… условия не соответствуют, я имею право… вплоть до отключения подачи газа! Это будет происходить в порядке общей очереди.
Вот как вы думаете: это шантаж или, может быть, угроза? Или и то, и другое?

 

С волками жить…

Согласно п. 6 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных постановлением правительства РФ № 410 от 14.05.2013 г., определено: «Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией… на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом».
То есть как лицо, предоставляющее коммунальную услугу по газоснабжению, управляющая компания, являясь заказчиком, заключает договор со специализированной организацией, единственной из которых в Севастополе может быть ПАО «Севастопольгаз», на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. В свою очередь договор на техобслуживание внутриквартирного газового оборудования (то есть расположенного после вентиля на трубе подачи газа в квартиры) с его минимальным перечнем услуг, определенным приложением к правилам № 410, «Севастопольгаз» заключает с самими собственниками квартир.
Но непременным условием безопасного пользования газом является регулярная проверка состояния и функционирования дымоходов и вентканалов. При этом действительно, согласно п. 11 тех же «Правил…»
№ 410, «надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается… лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме», то есть в моем случае—УК Нахимовского района.
Поскольку инженер говорил совершенно другое, явно бравируя превышением служебных полномочий, то для решения вопроса о регистрации акта проверки вентканалов и дымоходов я обратился к главному инженеру управляющей компании А.В. Лебедеву.
Ну что я могу сказать… Корпоративная солидарность у них там хорошая. Главный инженер, увидев акт печников, выразил свои сомнения… в подлинности документа и высказал уверенность в том, что я оплатил его «черной наличкой». Поэтому для регистрации акта им и необходимо проверить вентканалы и дымоходы, например, наличие зольника, причем обязательно с дверцей.
На попытку еще раз обратить его внимание на то, что такая проверка уже проведена, причем тем самым ООО «ПС РСУ», с которым у УК Нахимовского района заключен договор на проведение соответствующих работ (наличие зольника в акте, кстати, указано), главный инженер ответил, что при замене в квартире газового оборудования проводится внеплановая проверка. Поэтому, по его словам, по моему выбору ее может проводить любая организация, а оплачиваться она должна как такой организации, так и управляющей компании.
Я поинтересовался: можно ли ознакомиться с калькуляцией стоимости регистрации акта проверки? Вместо такой калькуляции, исходя исключительно из суммы 1008 рублей, мне был показан «Расчет стоимости оформления документов на установку (замену) газового оборудования (колонки, котла)», утвержденный директором компании 1.03.2018 года.
Шедевральный документ, тем не менее, ничего общего не имеющий с заявленной в названии услугой! Судите сами: «Прием граждан гл. инженером и мастером, первоначальная проверка дымовых и вентиляционных каналов, проверка их соответствия СНиП 2.04.08 г-87 с учетом требований Правил для дымовых каналов, проходимость каналов. Герметичность и обособленность, отсутствие сажи и смолы на внутренних поверхностях и трещин на наружных. Измерение площади сечения дымохода, правильность расположения относительно крыши, соответствие документальным данным». О собственно документах—ни слова.
Фактически управляющая компания, пользуясь единовластным правом регистрации соответствующих актов, требует от своих клиентов не оплаты оформления документов, а проверки дымоходов, то есть услуги, которая оказывается (а в моем случае уже оказана) другой организацией, причем с проведением оплаты. И, что интересно, услуги, на оказание которой УК Нахимовского района… не имеет права по причине отсутствия у нее соответствующей лицензии.

 

А король-то голый!

Согласно пп. 3.1.3 п.3.1 «Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд», утвержденной Минстроительства и ЖКХ РФ № 1614 от 5.12.2017 г. и вступившей в силу с 9.05.2018 г., «своевременно и качественно осуществлять проверку состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, наличие тяги» является обязанностью управляющей компании. Осуществлять это УК может самостоятельно (при наличии у нее соответствующей лицензии МЧС) «или по договору с организацией, имеющей лицензию». Именно в такую организацию я и обратился.
Руководство компании объясняет необходимость проведения проверки дымоходов главным инженером тем, что, подписывая акт, он берет на себя ответственность за происходящее в квартире и поэтому должен лично убедиться в том, что указано в содержании услуги, названной компанией «Оформление документов». Позвольте с таким объяснением не согласиться. Ведь за результаты проверки несет ответственность все-таки тот, кто ее проводил, имея на это специальный разрешительный документ—лицензию. Не признавая этого, в УК явно превышают служебные полномочия. А это уже особая забота для… прокурора.
Но даже если бы для оказания услуги проверки дымоходов лицензия не требовалось, как и было в период с 17.10.2017 г. по 8.05.2018 г., то указание в расчете главного инженера и мастера как исполнителей проверки является фальсификацией или, проще говоря, существенным завышением расходов на проведение такой проверки. Дело в том, что в качестве прямых расходов на оказание услуги в расчете принята заработная плата (с учетом премии) главного инженера и мастера с начислениями на зарплату.
Но, согласно действующей методике калькулирования себестоимости услуг ЖКХ (так же, как и любого другого товара или услуги), «в составе элемента себестоимости «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала организации», которым в этом случае должны быть печники-трубочисты. Поэтому вполне можно сделать вывод о завышении норматива таких расходов на сумму превышения зарплаты главного инженера и мастера за один час работы над суммой зарплаты печников-трубочистов также за один час работы.
С учетом этого весьма затруднительно возразить против того, что ответственность компании и лично ее главного инженера за то, что происходит в квартире, практически сводится к контролю исполнения сроков проверок, выполняемых специализированным предприятием, и регистрации их результатов. Ради чего тогда самим наделять себя несуществующей ответственностью?
Чтобы извлечь из кармана пенсионера 1008 рублей? Выходит, что так.

 

Вместо заключения

Особенно забавной эта ситуация выглядит в контексте рекламы коммерческих услуг на сайте УК Нахимовского района: «Государственная компания—это гарантия качества и разумные цены! Мы не бросаем недоделанную работу, отвечаем за ее качество во время и после проведенного ремонта! Это ваша гарантия не оказаться обманутыми!»
Простите, но разрешите из того, что удалось узнать, сделать иной вывод: «Ох и дурит нашего брата, жителя Корабельной стороны, УК Нахимовского района! Ох и дурит!»

 

В. БАТИЩЕВ, экономист.
Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера