Маэстро

Маэстро

«Добрый день, мой Дворец, каждый раз говорю…» Это строки из стихотворения Виктора Королева. Они идеально легли на мелодию песни, созданной Борисом Мироновым—педагогом, композитором, дирижером, заслуженным работником культуры Украины, отличником образования Украины, лауреатом премии Республики Крым, обладателем именного галстука почетного пионера города-героя Севастополя, победителем ряда региональных всеукраинских и всероссийских творческих конкурсов и прочая, прочая, прочая. Солнечным днем нынешнего лета, легко пробежав по ступенькам к открытым дверям, Борис Алексеевич появился в стенах второго родного в Севастополе дома, чтобы в кругу близких ему людей отметить 85-ю годовщину со дня своего рождения и 65-летие музыкально-педагогической деятельности.

 

На творческой встрече юбиляр совершенно неожиданно для себя вспомнил пробирающий до слез эпизод, увы, из последнего фильма Эльдара Рязанова о датском сказочнике Андерсене. В нем последнюю же роль в своей богатейшей творческой биографии сыграл Вячеслав Тихонов. Легендарный актер появился в картине на считанные минуты. Рука, однако, не поднимается написать, что эта роль второго плана—эпизодическая. Перед нами—Вячеслав Тихонов, но это—во-вторых, а во-первых—перед нами Бог. В макушечку он целует юного Андерсена, что знаменует рождение великого сказочника.
Таким же юным, как Андерсен, Борис Миронов, минуя по сложившимся жизненным обстоятельствам курс музыкальной школы, дерзнул явиться в Архангельске в музыкальное училище: «Хочу стать композитором и дирижером». Скупой на слова директор учебного заведения Борис Князев ответил: «Нет у нас отделения, где бы готовили композиторов и дирижеров». По коридору второго этажа прогуливался педагог: стройный, седой, в черном смокинге, в очках, с трубкой в зубах.
Музыкальное училище в Архангельске размещалось в поделенном на этажи старом православном храме. Педагог поднялся с не по возрасту амбициозным мальчиком этажом выше, под купол храма. Здесь ощущалось присутствие покрытого слоем извести или задрапированного тканью Господа: «Вот твой хлеб». Такой же скупой, как все северяне, педагог указал на трубу в россыпи музыкальных инструментов. Но педагог—не Бог. Спаситель угадывался в гулком намоленном пространстве. Борис Миронов стал не только первым трубачом оркестра Ансамбля песни и пляски Беломорского военного округа, но и дирижером, и композитором. Для этого пришлось преодолеть огромный уставленный вехами путь.
В его начале жизнь подарила Борису Миронову встречи и общение с В.С. Локтевым—руководителем ансамбля песни и танца Центрального Дома пионеров, председателем правления Всероссийского хорового общества, народным артистом СССР А.В. Свешниковым, композиторами С.О. Дунаевским и А.И. Островским. И в архангельском пригороде Соломбале в 49-й средней школе, сняв погоны военного музыканта, Борис Миронов создает в 1957 году пионерский ансамбль песни и пляски.
В 1961 году коллектив из 360 артистов совершил поездку в Москву по приглашению Центрального комитета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Поющих и пляшущих ребят-поморов восторженно принимают на Выставке достижений народного хозяйства СССР, в Центральном Доме Советской Армии, в союзном Министерстве образования. В 1962 году ансамбль из родной Борису Миронову Соломбалы признан лучшим среди родственных коллективов общеобразовательных школ страны. (Несколько забегая вперед, хочу сказать, что созданный Борисом Алексеевичем на своей малой родине Ансамбль песни и пляски творит до сих пор, вот уже свыше 60 лет).
На новом месте, в Севастополе, с 1963 года Борис Алексеевич создает во Дворце пионеров хор мальчиков, здесь же руководит детским духовым оркестром, берет на себя управление хором учителей города. Наконец выводит на сцену ставший знаменитым вокально-инструментальный ансамбль «Юность». Запомнились его вокально-инструментальный ансамбль «Нежность» управления «Югрыбхолодфлот», женский вокальный ансамбль «Верность» музея героической обороны и освобождения Севастополя…
Эти народные коллективы причастны к созданию молодежного эстрадно-симфонического оркестра Дворца детства и юности—музыкального образа города-героя. Слава о нем прогремела не только дома, но и в Крыму, в Российской Федерации, а также в Европе, в частности, во Франции и Португалии.
Замечательные строки Бориса Эскина:
Ты—синий и белый,
Ты—словно тельняшка
матроса…
Но слышится мне не менее замечательная музыка к ним Бориса Миронова. Песня «Севастополь—песня моя» написана композитором и поэтом к 200-летию родного города. Авторитетным жюри признана лучшей в проводившемся по случаю конкурсе.
К 200-летию города-героя участник его обороны и освобождения, кинорежиссер Дмитрий Рымарев снял документальный фильм «Подвиг Севастополя»; Дмитрий Георгиевич пожелал, чтобы прозвучала в нем песня. Им были написаны стихи. Они плотно и гармонично легли на музыку Бориса Миронова. Исполнил балладу в фильме знаменитый и всеми любимый Иосиф Кобзон. Сразу со свежего листа.
В активе Миронова-композитора—бесчисленные попадания в «десятку». Это и песня «Мы—севастопольцы», написанная на стихи Кирилла Кириллова, она стала гимном нашей детворы.
Плеядой выдающихся композиторов написаны музыкальные произведения о Севастополе: Мурадели, Листов, Боголепов… Видное место в этом длинном списке отведено Борису Миронову.
Больше десятка его произведений прозвучало на вечере в записи, в авторском исполнении и в исполнении солистов Ансамбля песни и пляски Черноморского флота. Ведущий солист этого прославленного коллектива, заслуженный артист Республики Крым Алексей Шевченко поведал со сцены о приглашении, последовавшем ему от Бориса Алексеевича на пороге нынешнего лета, исполнить его новую песню на стихи Людмилы Гусельниковой «За мир вставайте». С нею пятый раз подряд наши земляки победили в Екатеринбурге на фестивале родственных коллективов флотов и военных округов Российской Федерации.
В интервью «Славе Севастополя» Алексей Шевченко сказал, что песня «Море, я с тобой» и другие произведения Бориса Алексеевича прочно вошли в репертуар ансамбля. Их тепло принимают как в родном Отечестве, так и за рубежом, например, в Испании и Португалии, куда недавно флотский коллектив выезжал на гастроли.
Известные в городе люди поднимались на сцену к Борису Миронову с букетами цветов, памятными подарками. Основатель и дирижер муниципального симфонического оркестра Владимир Ким по-доброму назвал старшего коллегу фантазером. Пять лет назад Борис Алексеевич склонил Владимира Николаевича покорить мировой Эверест в симфонической музыке—«Прелюды» Ференца Листа. Маэстро, помолившись утром во Владимирском соборе Херсонеса, сам отважно встал у дирижерского пульта. Коллектив ждал оглушительный успех. Так осуществилась мечта, которая с детства владела Борисом Мироновым. И ноты с сочинением Ф. Листа всегда были при нем.
От себя скажу: Борис Алексеевич не только фантазер, но и по-хорошему авантюрист. Иначе не прозвучали бы впервые в городе по его инициативе «Голубая рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвила или «Романтический концерт для фортепиано с оркестром» Милия Балакирева, не замахнулись бы в городе и на постановку оперы С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», не снял бы Андрей Маслов фильм «Моцарт и Сольери» с Борисом Мироновым и его сыном Геннадием в главных ролях. «Проделок» подобного рода предостаточно в творческой биографии маэстро.
Им составлена также исповедальная книга о себе. Нам, журналистам «Славы Севастополя», дорого, что Борис Алексеевич высоко оценил труд Елизаветы Юрздицкой, Владимира Шаламаева и других журналистов старейшей городской газеты, которые не оставляли без внимания этапы пути композитора и дирижера. Борис Алексеевич в свое время написал песню на стихи нынешнего редактора «Славы» Натальи Троицкой—«Баркаролу». В 1996 году на авторском концерте «Севастополь—песня моя» ее исполнили заслуженный артист Украины Андрей Голинатный и Николай Холоша—артисты флотского ансамбля песни и пляски. В записи она прозвучала и на отчетной творческой встрече.
По случаю 85-летия Бориса Миронова в город пришла телеграмма под грифом «Правительственная». В ней руководитель думской фракции «Справедливая Россия» С.М. Миронов, в частности, отмечает вклад Бориса Алексеевича в развитие отечественной культуры, его преданность музыкальному искусству.

 

А. КАЛЬКО.
На снимке: Б.А. Миронов.
Фото автора.

Другие статьи этого номера