На всех одна «Радость»

Техосмотр обрастет штрафами и «уголовкой»

В последних числах февраля 2016 года, как говорится, без шума и пыли на основании соответствующего постановления правительства Севастополя издан приказ по департаменту культуры города о создании у нас государственного бюджетного учреждения культуры «Севастопольский хореографический центр «Радость». С тех пор прошло всего ничего—чуть более двух лет из почти 36-летней истории коллектива, но мы не погрешим против истины, сказав, что два временных отрезка—до и после февраля 2016 года—неравны по годам, но равны в оценках развития в прошлом ансамбля «Радость».

 

—Наше детище и, смею думать, любимое дитя Балаклавы и Севастополя, ансамбль «Радость» создан в 1982 году на базе Дома культуры рудоуправления имени Максима Горького,—сказал в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» основатель и бессменный руководитель «Радости», заслуженный работник культуры Украины, кавалер ордена «За заслуги» двух степеней, с недавних пор лауреат премии правительства Российской Федерации «Душа России» Виктор Гоцуленко.
—Виктор Павлович, потребовалось четыре года напряженнейшей работы, чтобы достойно оценить ваши усилия.
—В 1986 году танцевальному ансамблюНа всех одна «Радость» «Радость» было присвоено почетное звание «Образцовый художественный коллектив». Почетное звание народного коллектива «топало» до нас целых 17 лет, до 2003 года, хотя на этот период приходятся успешные выступления ансамбля как дома, так и в Польше, Германии, Турции, Греции, Султанате Оман, Болгарии, Югославии и в других странах.
—В 90-е годы я невольно стал свидетелем репетиций ансамбля не в родных стенах Дома культуры Балаклавского рудоуправления имени Максима Горького, а в тесном не приспособленном для занятий хореографией помещении «высотки» в микрорайоне улицы Ракетной. Что это было?
—Лучше не вспоминать…
—Не будем…
—Вернулись мы из гастрольной поездки в Германию окрыленные удачей, а наша дверь опечатана. Спрашиваем: «В чем дело?» Отвечают односложно, приблизительно так: «Спасибо! До свидания!» На 2-3 месяца нам поочередно предоставляли кров балаклавские школы—25-я и 30-я. На пяток лет нас приютила на Ракетной дирекция подростковых клубов, за что до сих пор мы ей благодарны.
—Пять лет—это не пять месяцев… Как удалось сохранить коллектив от распада? Ведь в 90-е рушились базовые предприятия. До танцевального ансамбля ли было?
—Мне самому удивительно. После репетиции, которая иногда казалась последней, дети заглядывали в глаза: «Куда прийти на следующую?» И они гуськом приходили по указанному адресу. На сцену выходили в репетиционных костюмах, так как концертные остались за семью печатями. Домой, то есть в Дом культуры Балаклавского рудоуправления, мы вернулись лишь в первые нулевые годы, когда у руля предприятия встал наш почитатель Вячеслав Горбатов.
—Тем не менее до знакового в летописи «Радости» события, произошедшего в последние дни зимы 2016 года, вас не обходили удачи. Назовите, пожалуйста, самую памятную в их ряду.
—Здесь и думать долго не требуется. Конечно, это 2011 год, очередной фестиваль-конкурс имени Павла Вирского—самый рейтинговый на Украине. На нем выступили настолько успешно, что, как и положено, требовательное до невозможности жюри творческого соревнования присудило балаклавской «Радости» «Гран-при». Если относительно нас делить время на «до» и «после», то я поворотным назвал бы не 2016 год, а 2014-й. Здесь аргументация будет лишней. 2014-му мы обязаны обретением «Радостью» в 2016 году высокого статуса государственного бюджетного учреждения культуры.
—Признание столь высокого уровня само не приходит. В сентябре 2014 года «Радость» выезжала в Тверь на традиционный всероссийский фестиваль народного творчества «Вместе мы—Россия»…
—Едва минуло два месяца, как нам надлежало снова собираться в путь, на сей раз во Владимир, где проходил всероссийский фестиваль русского народного танца «По всей России водят хороводы» на приз имени знаменитой танцовщицы Т.А. Устиновой. Здесь «Радости» пожаловали звание лауреата. Напряженным выдался график гастрольных поездок следующего, 2015 года. В мае нас пригласили в станицу Вешенскую Шолоховского района Ростовской области на фестиваль «Шолоховская весна», посвященный 110-летию автора «Тихого Дона». На июнь пришелся еще один юбилей—90-летие «Артека», международного детского центра. В сентябре с нашим участием проходили Дни культуры Севастополя в Москве. Наконец, в декабре 2015 года в столичном зале имени П.И. Чайковского проходил гала-концерт по случаю вручения деятелям культуры премий правительства Российской Федерации «Душа России».
—В прошлом году вы сами отмечали юбилей—35-летие «Радости». К этой дате был выпущен красочный альбом с портретами самых успешных выпускников танцевального ансамбля, также с портретами его педагогов и фотографиями выступлений коллектива, проходивших по городам и весям. Там хроника ваших поездок оборвалась событиями 2016 года…
—Когда нас снова принимали на всероссийском детском фестивале народного творчества «Вместе мы—Россия». Об этом нам напоминает диплом лауреата первой степени организаторов этого мероприятия.
—Для полноты картины коснемся, Виктор Павлович, памятных событий текущего года.
—В конце марта Московский театр «Русская песня» определили местом проведения конкурса на соискание Национальной премии по детскому и юношескому танцу «Весна священная» среди четырехсот участников из ряда регионов страны, а также из Санкт-Петербурга и Москвы. Наши хореографический номер «Колокола Херсонеса» и флотская пляска «Моряки лихие» получили высокую оценку жюри—звание лауреата и диплом за лучший номер патриотического звучания.
И это не все. Завоевано также право выйти на сцену Большого театра в программе гала-концерта. Месяц спустя в Ростове-на-Дону, где собрались полтора десятка хореографических коллективов городов Южного федерального округа на чемпионат по народным танцам. Домой возвратились с Кубком Южного федерального округа, а также с дипломами первой степени в номинации «Народный танец», а также «Народная стилизация», а еще с путевкой в Москву на финал чемпионата. Его проведение намечено на январь следующего года.
—Вы, Виктор Павлович, еще не сказали о том, что в донской столице вас назвали лучшим балетмейстером региона. Поздравляем! Впереди—финал. Есть куда расти.
—Стараемся. 13 июня в Сочи по итогам международного конкурса-фестиваля хореографического искусства «Роза Хутор Dance» приняли «Гран-при» в номинации «Народный танец». Получается, народный танец, как нынче принято говорить,—наша фишка. За него, родного, нас еще отметили главным призом в Евпатории, где 13 июля проходил «Крым-2018»—международный фестиваль-конкурс творческих коллективов и отдельных исполнителей.
Неделей раньше родные севастопольские стены помогли добиться присвоения звания лауреата на состоявшемся у нас международном конкурсе на приз Академии танца Б. Эйфмана. Впереди—финал в Санкт-Петербурге. Его приурочили к открытию нового театра академии в марте будущего года. Вы еще не устали от перечисления конкурсов, фестивалей, почетных трофеев?
—Трудно, но выдержим. Вы только чаще радуйте балаклавцев и севастопольцев подобными достижениями. Они вдобавок эмоционально украшены. Расскажите, пожалуйста, об этом. Знаменитый черпак, который больше поваренка, в матросской пляске хоть не стерся?
—Это один из самых популярных номеров нашего репертуара. Менялись поваренки, прибавляя в возрасте, а черпак на месте. Правда, в одной из дальних поездок мы его оставили то ли в гостинице, то ли в аэропорту. Но все же успели вспомнить о нем и получить знаковый реквизит. Что еще запоминается? Моменты, когда в едином порыве переполненный зал в Москве или Санкт-Петербурге подрывается с мест при звучании первых нот «Легендарного Севастополя». Наших зрителей и поклонников поражает высокий патриотический дух севастопольцев, о чем они не упустят возможности сказать.
—Святая правда. Это я тоже заметил в поездках по материковой части России.
—Там нас посещают новые ощущения. Каково в зале имени Чайковского выйти на сцену после Ансамбля имени Моисеева или «Березки»?! Сказка?
—Мандраж охватывает вас?
—Детей—нет, а меня—да. Нам, взрослым, дано больше оценить представившиеся случаи общения с основателем танцевальных праздников Илзой Лиепа, с главным балетмейстером Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» Мирой Кольцовой, директором Российского государственного Дома народного творчества Тамарой Пуртовой и другими профессионалами самой высокой квалификации.
—36 лет вы стоите у руля коллектива. Сколько еще выдержите?
—Если не смотреть в зеркало, то столько же.
—Рано вам в зеркало заглядывать.
—Сегодня в различных возрастных группах «Радости» занимаются несколько сотен участников. Можно ли среди ребят стареть? Да никогда!
—Наверное, глядя на учеников, мысленно возвращаетесь в свои детство и юность…
—Родом я из Днепродзержинска. В настоящее время имя этого города переиначили, как многое в современной Украине. Славу Днепродзержинску принесли не только металлурги, но и артисты народного хореографического коллектива, куда меня привели на занятия. К призыву на срочную военную службу я был готовым артистом. При погонах пару лет выступал в составе Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа и год—в качестве вольнонаемного. Но уехал домой. Десять тысяч километров от родного порога. Решил: многовато.
Поступил в Киевский институт культуры. Судьба свела со многими ныне известными деятелями искусства. В студенческом стройотряде под Тюменью исполнял обязанности командира. Ныне забронзовевший Михаил Поплавский тогда возглавлял штаб. Девушке Тане, может, с должностью на Севере дальнем повезло меньше—у котла на кухне. Но там мы решили стать мужем и женой.
—В настоящее время заслуженный работник культуры Украины, отличник образования Украины, кавалер ордена княгини Ольги III степени Татьяна Александровна Гоцуленко является художественным руководителем «Радости». Ваши дети пошли по пути родителей?
—Дочь Ульяна несколько лет выступала в составе «Радости», но ушла в систему образования. Она доцент кафедры «Финансы и кредит», заместитель директора по учебно-научной работе Института финансов, экономики и управления Севастопольского госуниверситета. Сын Александр, испытанный «Радостью», работает главным балетмейстером Крымского государственного музыкального театра. Сегодня в младшей группе выступает внучка Танечка. Если говорить о бывших выпускниках «Радости», то куда бы в городе ни пошел, везде слышу: «Вы меня помните?» Меня бы и в космосе, куда совершает полеты прошедший школу «Радости» Антон Шкаплеров, встретил бы тот же вопрос. Конечно, помню, хотя за 36 лет через ансамбль прошли тысячи мальчишек и девчонок. Горжусь своей огромной семьей. Для каждого ее дитя «Радость»—не только победы, призы, награды, это, самое главное, их судьбы, их биографии.
—Виктор Павлович, разрешите, пожалуйста, задать вам последний вопрос: сколько весит ворох репетиционных костюмов ребят— до и после занятий?
—Отжатые, или как?

 

Интервью провел А. КАЛЬКО.
На снимках: артисты «Радости»; В.П. Гоцуленко.

Другие статьи этого номера