Великая купель

Что изменится в жизни россиян с 1 августа

В последние дни минувшей недели православный мир отмечал 1030-летие крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. По случаю юбилея состоялись крестные ходы. Высокой численностью участвовавших в них, понятное дело, отличались Москва и Киев. Выдающееся событие многовековой давности напрямую касается Севастополя и Крыма. Напомним: князь Владимир и его дружина приняли православие в Корсуни, как еще называли Херсонес Таврический, то есть в нашем городе. Не случайно гордостью севастопольцев являются два заботливо и с любовью обновленных Владимирских собора. В водах Днепра князь Владимир крестил киевлян. Знаковое единение в вере выдержало серьезные испытания в течение предолгого тысячелетия.

 

На торжествах в Белокаменной Владимиром Путиным было заявлено: «Крещение—отправная точка становления и развития Российской государственности, настоящего духовного рождения наших предков, определения их идентичности, самосознания, расцвета национальной культуры и образования, развития многоплановых связей с другими странами. Крещение Руси открыло ее народам подлинные нравственные, духовные ориентиры…»
В течение столетий наши предки как зеницу ока хранили заветы равноапостольного князя Владимира, веру православную. Примеров на этот счет великое множество.
Сошлемся на один из них. В свое время Иван Грозный засылал сватов к английской королеве. Та отправила потенциальному жениху пару клавесинов и священников-латинистов со словами «Вели, самодержец, повторно крестить Русь—в католичество». Ответ грозного царя известен. Далее происходило все наоборот: всех прибывавших из Европы невест наследников российского престола неизменно обращали в православие.
«Проживая под верховенством власти польского правительства,—писал известный украинский историк Дмитрий Яворницкий,—запорожцы всей душой ненавидели ляхов за то, что те были… гонителями православной веры и распространителями унии. Слово «католик» стало даже бранным в языке казаков». На своей земле они строили монастыри как крепости—для защиты веры предков. Запорожцы содержали обители. Были распространены случаи принятия казаками монашеского пострига.
Увы, в современной Украине казаки не в почете. Слышал, в числе срочных для рассмотрения в Раде выдвигается вопрос о переименовании города Переяслав-Хмельницкого. Предлагается, полагаю, свiдомими националистами-бандеровцами называть его просто и со вкусом—Переяслав. Так и славный гетман попал под секиру… декоммунизации. Иных забот нет. Не могут радикалы простить Богдану Хмельницкому союз с Москвой, объявленный в 1654 году на Переяславской Раде.
Всмотритесь в образы репинских казаков, которые пишут письмо турецкому султану… В центре полотна—писарь в темном кафтане. Один в один художник изобразил Дмитрия Яворницкого. При советской власти это имя если и произносили, то только шепотом. Труды его не шибко издавали—националист, говорили. И в настоящее время, выходит, Дмитрий Иванович не авторитет вместе с гетманом Богданом (устоял бы памятник ему у святой Софии!).
К своим в Киеве, казалось бы, должны прислушаться. Ушедший в мир иной 90-летний митрополит Илларион (в миру—Иван Отиенко)—флаг украинских националистов. В 1918-м он возглавлял министерство образования «у нацiоналiстичнiй державi». После 1920-го в течение полувека читал лекции в университетах Польши и Канады. Произносил проповеди с амвонов соборов. Свой, как ни крути, владыка Илларион. Но опять же не совсем он свiдомий митрополит, коль с присущей ему страстью писал: «Православие—это корень Украины: отсеките его, и дерево—Украина—усохнет. Усохнет душа ее…» «Переход от одной культуры к другой,—предостерегал церковный иерарх и признанный при жизни интеллектуал,—всегда сильно бьет и снижает культуру народа. Выбрасывать украинцам «византинизм»—это выбрасывать их душу. Останется мертвое тело». К этому, собственно, и идет.
Кто кроме американцев в настоящее время формирует в Киеве политику в области религии? Баптистский пастор при власти, развязавший гражданскую войну на востоке Украины, адепт восточной религии и откровенный предатель с набитыми «зеленью» карманами? Фамилии нужны? Православие этой троице, а также их помощникам—помеха. Пропитанной кровью Евромайдана тряпкой они замахнулись пройтись по национальному менталитету и коду украинцев… Не сразу, но особо не задерживаясь на старте. Еще вчера Петр Порошенко (в народе—Потрошенко) кичился посещением храмов Киево-Печерской лавры, прихожан которой окормляют батюшки возглавляемой блаженнейшим Онуфрием Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Петр Алексеевич позиционирует себя президентом всех украинцев. Но крестный ход верующих (250 тысяч человек!), в голове которого шел митрополит Онуфрий, проигнорировал. Мазепа ХХI века удостоил своим присутствием проходивший сутки спустя крестный ход, собранный с миру по нитке раскольником Филаретом.
Его сторонники шли центром Киева не столько под хоругвями, сколько под государственными флагами.
Выступая перед обманутыми верующими, Петр Порошенко врал безбожно. Например, сказал, что, как президент, он не допустит вмешательства государства в преодоление раскола, спровоцированного, кстати, в среде православных верующих еще в период президентства Леонида Кравчука. В таком случае пусть президент скажет о цели его встреч с вселенским патриархом Варфоломеем и его ближним окружением. В открытую Петр Алексеевич заявляет о намерении добиться оформления в церковных верхах томоса—документа об учреждении на Украине автокефальной православной церкви.
О’кей, как говорят заокеанские хозяева. В таком случае не будем отворачиваться от явных фактов окатоличивания Украины. В чем они состоят? В том, например, что с прошлого года Рождество по католическому обряду объявлено государственным праздником.
Сравнительно недавно главным храмом, признающим верховенство над собой Папы Римского греко-католической церкви, стал не собор Святого Юра во Львове, а собор, возведенный в Киеве на левом берегу Днепра. До чего дошло!
При Украине пара приходов греко-католической церкви в Севастополе соседствовала с купелью русского православия. К слову, униаты духовно окормляли как бандеровцев в период Великой Отечественной, так и актив так называемого Евромайдана, а ныне—«добробатов» на Донбассе. Тележурналист одного из украинских телеканалов в ходе полуторачасового интервью счел возможным использовать такое обращение к нунцию—послу Ватикана в Киеве: «Мы—ваши дети».
Колонна униатов—лютых врагов православных верующих—влилась в жиденький поток крестного хода во главе с раскольником Филаретом. Брезжит перспектива слияния униатов и непризнанной церкви раскольника Филарета. Слияние под чьим началом? Почему бы Мазепе XXI века вначале не похлопотать о явлении у себя под рукой папы Киевского по аналогу Папы Римского? После этого и за Московский патриархат можно браться.
Петр Порошенко в своем выступлении витийствовал, что не допустит вмешательства иных государств в решение проблем украинского православия. Пора бы! Собственно, какое дело бывшему послу США на берегах Днепра, а в настоящее время—в Афинах, Джеффри Пайету до учреждения в Киеве автокефалии? Тем не менее американский дипломат имел беседу на эту тему с главой греческой православной церкви. Никто против этого не возразил, как не возразил против явного инструктажа раскольника Филарета со стороны посла США в Киеве.
В свое время не признанный в мире православия самозваный патриарх Филарет описывал круги вокруг святынь Херсонеса Таврического. Но верующие Севастополя отстояли их от посягательств раскольника. Перед набегами радикалов устояли также монашествующие и прихожане Почаевской и Киево-Печерской лавры. Полсотни храмов где-то в провинции под воздействием бандитов все же отошли к Киевскому патриархату или к униатам. Не обошлось без применения физической силы в отношении несговорчивых батюшек. Известны случаи их убийства.
Псевдопатриарх Филарет, возраст которого приближается к 90-летию, видимо, осознает, в какой переплет угодил. Сенсацию произвело его письмо в Москву с предложением уладить дела. Пошли разговоры об учреждении специальной комиссии. Но в Киеве к резиденции псевдопатриарха стянулись радикалы. Пока еще без покрышек. И Филарет дал задний ход или затаился. Видимо, отложил планы провести последние годы в лоне каноничной православной церкви, покаявшись в грехах.
Рискую ошибиться, но полагаю, что и Петра Порошенко одолевают думы соскочить с устремившегося по его же воле в тартарары сорвавшегося с тормозов поезда под названием «Украина». Хрипит Мазепа ХХI века от удушающего ошейника, наброшенного на него из-за океана. Знает: шаг вправо, шаг влево—и очнется он за решеткой по приговору Гаагского трибунала.
Прав прозорливый украинский политолог Михаил Погребинский, утверждая, что в настоящее время каноничная православная церковь—единственная общественная сила, которая пользуется широкой поддержкой украинского народа как на западе страны, так и на востоке, как в южных регионах, так и в северных. Это и показал в минувшую пятницу потрясающе массовый крестный ход верующих по центральным киевским улицам, от Владимирской горки с памятником равноапостольному князю до Киево-Печерской лавры. Это была равная Днепру людская река. Молча, проявляя терпение и смирение, но люди твердо дали знать властям, что 1030 лет православия—неразрывная связь веков и поколений, не поддается она временщикам. Удивительно: имея едва ли не минусовый уровень поддержки граждан, как можно, не узнав до конца настроение народа, тащить его в противоположную сторону: в Евросоюз, в НАТО?! Теперь еще, похоже,—в католицизм. Кто-то возразит, но так получается…
Крымчанам, севастопольцам небезразлична судьба каноничной Украинской Православной Церкви. Кому-то покажется неожиданным то обстоятельство, по которому епархии Крыма остались под омофором Киева. Верится в прочность связей Херсонеса, где крестился равноапостольный князь Владимир, и матери городов русских, где, вернувшись домой, князь Владимир крестил в Днепре народ. Связь эта в течение 1030 лет стала только крепче.

 

* * *

В кругах украинского президента обещали оформление вожделенного томоса к 1030-летию крещения Руси. Не вышло. Последовали кадровые решения.

 

А. КАЛЬКО.

 

В тему     

В день празднования 1030-летия крещения Руси в Севастополе представили гала-спектакль «Князь Владимир»

Спектакль «Князь Владимир», поставленный в рамках культурно-просветительного проекта «Весна священная» благотворительного фонда «Илзе Лиепа», посетили губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, руководители органов власти региона, военнослужащие Черноморского флота, а также дети, отдыхающие в международном детском центре «Артек».

 

Как отметил глава города, день показа спектакля был выбран не случайно, ведь 1030 лет назад именно в Севастополе состоялось одно из знаковых и величайших событий в истории Российского государства—крещение святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе.
«Это событие во многом определило, как будет развиваться наша страна. Сегодня, в день 1030-летия крещения Руси, я хочу выразить огромную благодарность за то, что Севастополь имеет возможность встречать у себя в гостях ведущих российских артистов. Надеюсь, что этот формат взаимодействия продолжится, а мы со своей стороны обязательно будем поддерживать все проекты фонда «Илзе Лиепа»,—сказал Дмитрий Овсянников.
Народная артистка России Илзе Лиепа, исполняющая в спектакле роль княгини Ольги, поздравила Дмитрия Овсянникова со второй годовщиной работы на посту главы Севастополя, а также отметила, что идея проекта принадлежит Ольге Голодец и была всецело поддержана губернатором Севастополя. Обеспечить спектакль необходимыми ресурсами помог и мэр Москвы Сергей Собянин.
«Проект уникальный—молодежные танцевальные коллективы в руках выдающихся мастеров в течение всего года готовили его: специально шились костюмы, были приглашены настоящие профессионалы. Тема князя Владимира—особая для нашей истории, и поэтому очень важно, чтобы наша молодежь входила в свою историю через творчество»,—сказала Илзе Лиепа.
Князя Владимира играет Михаил Пореченков, старца, повествующего историю его жизни,—Николай Бурляев. Кроме этих именитых артистов на сцене выступают дети—участники творческих любительских коллективов из разных городов России, в том числе воспитанники Севастопольского хореографического центра «Радость».
«Мы здесь в такую знаменательную дату, а также в канун Дня Военно-Морского Флота. Это уже второй спектакль, который я играю в Севастополе. Спасибо, что пригласили меня в этот проект—мне очень приятно работать на одной площадке с замечательной молодежью, которая действительно полностью отдает себя танцу и этому спектаклю»,—подчеркнул Михаил Пореченков.
Тысячи жителей Севастополя смогли увидеть спектакль на больших проекционных экранах, установленных в городе. Прямая трансляция выступления также велась в эфире «Информационного канала Севастополя».

Другие статьи этого номера