Ее скульптуры— часть истории города-героя

Ее скульптуры— часть истории города-героя

Завтра исполняется 95 лет со дня рождения известного севастопольского скульптора, заслуженного художника Крыма Ольги Денисовны Миньковой (5.08.1923—12.05.2006), участницы Великой Отечественной войны.

 

«Искусство скульптора всегда обращеноЕе скульптуры— часть истории города-героя к сердцу человека как собеседника»,— любила повторять своим ученикам народный художник СССР Е.Ф. Белашова. «Учитесь в скульптуре композиционному порядку, ясной последовательности в работе—и никакой ложной эффектности!»—эти слова стали девизом юной студентки из Чимкента, очаровательной Оленьки Миньковой, которая начала свой путь в искусство в мастерской этого известного мастера.
Только беспредельная любовь к прекрасному позволила решиться на такой поступок—оставить Архитектурный институт и поступить на скульптурный факультет Московского института декоративно-прикладного искусства. С трудом верилось, что эта маленькая хрупкая девушка сможет справиться со сложной скульптурной амуницией—высокими станками, стэками, победитовыми «троянками», будет месить глину, конструировать каркасы, обрабатывать глыбы мрамора и гранита.
Но постепенно Ольга Денисовна Минькова, пройдя хорошую школу скульптурного мастерства, от работы к работе сумела создать собственный пластический мир, найти свой путь к сердцу зрителя. Она стала членом Союза художников СССР, участником многих областных, республиканских и всесоюзных выставок. Ее работы отмечались дипломами, премиями Министерства культуры и Союза художников СССР, репродуцировались в специальных изданиях, а труд скульптора отмечен орденом «Знак Почета», многочисленными грамотами.
О.Д. Минькова—художник большого творческогоЕе скульптуры— часть истории города-героя диапазона. Она в равной степени успешно работала в области монументально-декоративной и станковой скульптуры, создала тематические композиции и целую галерею портретов современников. Разные материалы были послушны ей: глина и пластилин, гипс и дерево, мрамор, медь, алюминий, силумин—в руках мастера они воплощались в законченные пластически ясные произведения. Их формы были разнообразны—от классически античных и строго реалистичных до декоративно-прикладных. А стиль автора—теплый, мягкий, можно сказать, ласкающий и любящий,—неповторим и узнаваем всегда.
Через все творчество скульптора проходят образы детства, юности, материнства. Эти ведущие, выстраданные темы начинают свой отсчет с «Киргизского мальчика», выполненного в далеком уже 1966 году с особой пластической выразительностью мягких льющихся форм. Вообще, надо сказать, все вещи Ольги Денисовны подкупают целомудренной ясностью, свежестью и простотой. Своими портретами, честными и лаконичными по пластическому языку, сдержанными по выражению чувств, О.Д. Минькова всегда заметно выделялась на выставках.
За 60 лет творчества очень многое сделано скульптором. В далеком Киргизстане, в Москве и Севастополе, Гурзуфе и селе Табачном, в других городах и поселках Крыма, во многих музеях СНГ, на улицах и площадях перед зрителем предстаюЕе скульптуры— часть истории города-героят ее работы. Скульптуры органично входят в жизнь людей, близки и понятны тем, ради кого они созданы.
Последние годы творчества, больше от невостребованности, Ольга Денисовна работала с керамикой. И занималась этим увлеченно, вкладывая в цветные миниатюры всю душу—как и всегда во все свои работы. «Чтобы в нынешней жизни не очерстветь душой»,—говорила она. Поэтому в мастерской скульптора наряду с портретами, эскизами, моделями памятников почти до последних дней жизни мастера (12 мая 2006-го) появлялись новые декоративные миниатюры—камерные изделия, согретые теплом ее рук, ее души. Сейчас они тоже украшают коллекции музеев, дома родных и друзей скульптора…
«Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»—эти слова А. Сент-Экзюпери призывают нас быть внимательными к разным проявлениям таланта. И в ее декоративных тарелках, бусах, серьгах, медальонах, подвесках, плакетках, в общем, всякой формы скульптурных миниатюрах, как и в значительных монументальных работах, портретах в полной мере проявились и талант, и искренность, Ее скульптуры— часть истории города-герояи открытость мастера. А каждая работа стала значительной.
Теперь просто хочется постоять и помолчать в залах Севастопольского художественного музея—у скульптурной композиции О.Д. Миньковой «Расставание» или на Приморском бульваре—у бюста Миклухо-Маклая, в Камышовой бухте—у памятника Блюхеру, в Инкермане—у памятника генералу Петрову или в парке военного санатория в Гурзуфе—перед бюстом А.С. Пушкина, поразмышлять о жизни, ее простоте и сложности, разглядывая, как жемчужную раковину, последнее творение рук художника—маленькое керамическое панно, поэму в смальте…
И во всех работах Ольги Денисовны Миньковой—неиссякаемый источник тепла и доброты, который она щедро подарила людям.

 

Р. ПОПОВА, искусствовед, директор Художественного музея им. М.П. Крошицкого
в 1975-1985 гг., заслуженный деятель культуры Крыма, член Союза художников России.
На снимках: за работой над бюстом А.С. Пушкина для Гуpзуфского санатоpия Минобоpоны (1962 г.); О.Д. Минькова; портрет Героя Советского Союза Н. Ониловой (мpамоp, 1973 г., Музей геpоической обоpоны и освобождения Севастополя); мраморный бюст Н.С. Миклухо-Маклая у ИНБЮМа (1971 г.); памятник В.К. Блюхеру (розовый гранит, 1973 г., сквер имени полководца в Камышовой бухте).
Фото из архива сына—обозревателя газеты «Слава Севастополя» С. Кошкина.

Другие статьи этого номера