«Не будут брать—отключим газ!»

«Не будут брать—отключим газ!»

Знаменитую фразу управдома из «Бриллиантовой руки» в исполнении блистательной Нонны Мордюковой заставила вспомнить реакция наших читателей на «Вопрос в лоб», заданный в минувший четверг. Сформулировали мы его незамысловато: «Довольны ли вы качеством исполнения договора на техническое обслуживание газового оборудования?» Но вместо однозначных ответов в виде «да» или «нет» получили такую бурю эмоций, что… В общем, кино и Мордюкова. Потому что при всем богатстве отрицательных эмоций другой альтернативы, кроме как быть довольными, у наших читателей нет. В противном случае—на душе погано. Да и газ отключат.

 

Для тех, кто уже платит, но до сих не понимает, за что, проведу блиц-ликбез. В соответствии с федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» правительство РФ приняло постановлением № 549 от 21.07.2008 г., которым утвердило «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения».
В соответствии с этими правилами услуга по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и газовых сетей стала платной, а потребитель обязан обеспечить надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключить договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ВДГО) со специализированной организацией.
Насколько хорошо выполнялось это требование, сказать трудно (нас тогда в России не было), но процесс протекал явно не беспроблемно. О чем свидетельствует целый ряд громких аварий с разрушениями и человеческими жертвами. Что в конечном итоге и сподвигло центральные власти на дополнительные решения в этом взрывоопасном направлении.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должны выполняться не абы кем, а специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого между заказчиком и исполнителем.
«Специализированная организация»—организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
Последнее обстоятельство и стало определяющим—из всех специализированных организаций самой специализированной оказалось ПАО «Севастопольгаз» (только там есть аварийно-диспетчерская служба). Поэтому при всем богатстве выбора—другой альтернативы при заключении договора о техническом обслуживании ВДГО действительно нет. Но вот тут-то и возникает закономерный вопрос: «Почему для людей стараются, а люди (вот ведь неблагодарные!), тем не менее, недовольны?» А давайте их и послушаем.
«Немножко перефразирую классиков и напомню, что договор (у Ильфа и Петрова—согласие.—ред.) есть продукт при полном непротивлении сторон. То есть, ставя свою подпись под вышеупомянутым документом, я должен ощущать себя, как минимум, равноправным партнером. А меня изначально за лоха, извините, держат,—негодовал в трубку Николай Николаевич с ул. Ерошенко.—На время переходного периода работы (услуги) по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) осуществлялись за счет расходов, включенных в тариф на транспортировку природного газа. Это мне, между прочим, пресс-служба «Севастопольгаза» объяснила. После завершения переходного периода из тарифа эти расходы убрали… Почему цена на газ, тем не менее, не понизилась, а наоборот, растет? Терпеть не могу, когда меня обманывают. Еще больше ненавижу, когда меня запугивают (многие севастопольцы меня поймут): не подпишешь договор—газ отключим. А именно с обмана и шантажа «Севастопольгаз» и начал «договорную» кампанию в 2015 году. Потому до сих пор и не закончил. С севастопольцами так нельзя. Я договор пока не заключил. И таких, думаю, немало».
Таких действительно на сегодняшний день все еще много. Не случайно в подъездах многоквартирных домов все чаще появляются объявления о том, что «в день проведения работ по ТО ВДГО (внутридомового газового оборудования.—ред.) и ТО ВКГО (внутриквартирного.—ред.) специалистами ПАО «Севастопольгаз» также будет проводиться работа по заключению договоров на ТО ВКГО». Знаковый, между прочим, момент: кто гора, кто Магомет? А? Можно, оказывается, и догадаться… На худой конец, договориться.
«Я—человек военный. Хоть и в отставке. Когда страна говорит: «Надо!»—беру под козырек. Поэтому договор заключил, как говорится, в первых рядах,—доложил Алексей Николаевич (ул. Ленина).—Теперь квитанции регулярно приходят. На сумму 1560 рублей. А я—не плачу. И не стыдно. Потому что так понимаю: если «Надо!», то это всех касается. А я за два года действия договора специалистов «Севастопольгаза» не видел у себя ни разу. «Очковтирательством», извините, не занимаюсь. Не так воспитан!»
Не платит пока и Лидия Владимировна (ул. Камышовая). «Наше общение со специалистами горгаза при проведении ТО вполне вписывается в общеизвестную формулу «Пришли, увидели и ушли». А потом появился счет более чем на 2000 рублей. С ноября прошлого года никак не могу понять: за что? Соответственно, пока не пойму—не заплачу».
Пожалуй, это самое типичное обращение в ходе этой «прямой линии» с читателями. «Конечно же, качеством исполнения договора я недовольна,— сообщила Наталья Анатольевна Широкова (ул. Шевченко). Очень высокие цены. Больше тысячи рублей за 10 минут работы. Сейчас на заводе знаете как надо вкалывать, чтобы за день столько заработать? Недовольна и обслуживанием, и ценой».
«Собственно, никакого обслуживания и нет,—еще более категоричен Владимир Иосифович (пр. Генерала Острякова, 93).—Мне выписали квитанцию на 1761 рубль. И что же вобрала в себя эта немалая сумма? Пока один специалист намыливал краник, его коллега писала акт выполненных работ. Как только документ был готов, ТО и закончилось. Вот и хочу, чтобы мне разъяснили: так за что же я должен платить 1761 рубль?»
—Конечно, никакое это не ТО,—уже сделала свой вывод Татьяна Петровна Диброва.—ТО подразумевает не просто внешний осмотр с проверкой на утечку и тягу, а комплекс мероприятий, при котором производятся вскрытие, чистка и регулировка оборудования. Но кроме первых трех пунктов ничего похожего не делается, тем более что и не имеют права эти «мастера»—по причине отсутствия допуска от соответствующих фирм-производителей, а это в свою очередь означает, что выставляемые счета завышены в разы! Требуйте развернутой калькуляции и не подписывайте акты!»
Последние два обращения выглядят по меньшей мере странно. Странно, что люди и спустя два года после подписи документов не знают, что входит в пакет джентельменских (в наших реалиях—обязательных) услуг по договору ТО ВДГО. В самом договоре об этом и правда сказано достаточно туманно. А критерий истины—практика… Видимо, она именно такая, как и рассказывают читатели. Что, по меньшей мере, странно. Потому что в госжилнадзоре, например, точно знают, что должно быть на практике. С соответствующими разъяснениями выступают давно и регулярно. Например, еще два года назад начальник (правда, уже бывший, но нормативные документы остались те же) этого контролирующего органа Галина Чагина просвещала журналистов: «Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств, установленных на газопроводах, проводится и для внутриквартирного, и для внутридомового оборудования. Регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений—это при бытовом использовании оборудования. Проверку наличия тяги в вентиляционных и дымовых каналах и состояния соединительных труб с дымовыми вентиляционными каналами проводят специализированные организации. Важен и инструктаж потребителей газа.
Если же специализированная организация провела проверку технического состояния газового оборудования не должным образом, обращайтесь к нам. Мы заставим их провести».
Почему-то не обращаются? Или почему-то не заставляют?
А может, прав другой наш читатель, Евгений Иванович Воронков, который посмотрел на проблему, как он сказал, «через призму матанализа». «Расклад очень простой,—пояснял в трубку собеседник.—Посмотрел намедни график очередности проведения работ на август. Загляните на сайт ПАО «Севастопольгаз». Правда, впечатляет?! Это какая же бригада «Ух» за месяц в состоянии столько реально, а не формально сделать? Даже если за рабочий день мастер будет тратить на обходы все 480 мин., то все равно все квартиры из месячного графика можно разве что облететь… Вот и летают. Но возникает вопрос: эти новые договоры для чего? Для повышения газовой безопасности в городе? Или все-таки для получения быстрых денег?»
Вот так неожиданно наш первоначальный «вопрос в лоб» переформатировался совершенно неожиданным образом…. Впрочем, жизнь часто корректирует темы, которые придумывают люди. И вот к таким корректировкам прислушиваться надо обязательно. Жизнь мудрее всех нас. Вот и опять подсказывает…

 

Александр Скрипниченко.

 

* * *

И следующий «Вопрос в лоб»: «Что порадовало и что опечалило вас этим летом? Как вам нынешний курортный сезон в Севастополе?»
Ответы ждем в пятницу, 10 августа, с 13.00 до 14.00 по тел. 54-31-95 или на электронный адрес редакции: slavasev@mail.ru не позднее понедельника, 13 августа.

Другие статьи этого номера