14 августа в Культурно-информационном центре открылась уникальная выставка «Кружевной хоровод», посвященная 1030-летию Крещения Руси.
Севастопольская студия «Кружевница», которая объединяет мастеров и любителей кружевоплетения на коклюшках, была создана в 2009 году. Среди задач творческого объединения—сохранение и развитие старинного вида рукоделия. Ведь кружевоплетение на коклюшках—уникальный и редкий вид рукоделия, число мастеров, работающих в этой технике, весьма ограничено. Передать мастерство можно только из рук в руки, от мастера к ученику.
Первоначальное значение понятия «кружево» происходит от слова «окружать», и означало оно отделку одежды в виде каймы на ее полах и рукавах. Кайма могла быть различной: тканой, нашитой или вышитой. Первые кружева на Руси использовали именно в виде нашивок.
Изначально кружево—искусство европейское. Его возникновение связывают с появлением металлических булавок, так как сложные и тонкие изделия выполнять без них было невозможно, а булавки стали известны достаточно широко только с середины XVI века. Долгое время монополистом в производстве кружева являлась Италия, тайну производства кружев берегли, как сокровище. Со второй половины XVI века сохранились образцы, сколки; кружева появились на многочисленных портретах.
Памятников русского кружева ранее XVII века не сохранилось. Для наиболее ранних образцов характерно плетение из золотых и серебряных нитей. Его употребляли для украшения царской, боярской и церковной одежды. В XVIII веке наряду с золотно-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. Петровские реформы внесли изменения в русский быт, особенно в быт правящих слоев общества. В украшении костюмов европейского образца широко использовали нитяное кружево.
Со временем кружевоплетение перерастает в промысел, кружево плетут не только на мануфактурах, но и горожанки, крестьянки, вынужденные искать дополнительный заработок. Кружево также входило в дамское рукоделие, богатые барышни занимались им для удовольствия. После революции кружево вначале было забыто как барская забава, но в конце 30-х годов возникло новое направление в орнаменте кружева: цветы и листья заменили самолеты и трактора. Образцы того времени поражают: изображения, казалось бы, очень далеких от рукоделия объектов очень гармонично вплетались в кружевное полотно.
В наше время традиции кружевоплетения не забыты, кружево является изысканным украшение и костюма, и интерьера.
В севастопольской студии 15 кружевниц. Среди них есть как профессиональные дипломированные мастера, так и кружевницы, которым этот вид рукоделия перешел по наследству от бабушек и прабабушек. В состав студии также входят представители молодого поколения, перенимающие опыт у более опытных мастериц. Как в музыке из семи нот воскрешается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов создаются изделия, поражающие своей красотой, великолепием композиций, изяществом.
В выставке «Кружевной хоровод», экспонируемой в КИЦ, принимают участие семь мастеров. Все они—представители разных профессий, зачастую не связанных с творчеством. Лидия Столбовская—школьный учитель математики, Алла Осадчая—музыкальный руководитель в дошкольном учреждении, Ирина Ерофеева—психолог, Любовь Малая—техник связи, Марина Тернолуцкая— радиоинженер, Александра Померанская—инженер-механик, у Галины Богдановой редкая профессия—биолог-почвовед. Такие разные женщины, но всех их объединяет любовь к созданию кружевных фантазий, и эти фантазии помогают им жить и радовать окружающих.
Среди мастериц Севастопольской творческой студии «Кружевница» Лидия Ивановна Столбовская—самая активно плетущая. Рисунки ее узоров—тонкие и изящные. Не являясь профессиональной кружевницей, Лидия Ивановна умеет создавать кружевные работы высокого качества и удивительной гармонии и красоты. Наверное, ее искренняя влюбленность в коклюшечное кружево перетекает в грациозные изгибы вилюшки, рисуемого ею узора. По словам коллег по кружевному мастерству, для них Лидия Ивановна является источником вдохновения и радости творчества!
В 2014-м и 2017 году члены студии «Кружевница» представляли Севастополь на международных фестивалях кружева в Вологде. В 2015 году одна из работ севастопольских мастеров получила специальный приз международного вологодского конкурса «Кружевная чудо-птица».
Российская мастерица Алла Никоновна Осадчая оценивает кружевоплетение так: «Я славлю красоту рукотворчества моих предков. Надо, чтобы наши дети, внуки знали о своем роде, о своих корнях. Мой род из Вологды, и эту красоту, это чудо: скатерти, накидушки, дорожки, воротники—плели на коклюшках мои бабушка, мама, тетушки. Этим изделиям 100-200 лет. Они хранят тепло, любовь, гармонию, энергию рода.
В России вологодскими кружевами украшали царские дворцы. Во время Великой Отечественной войны на вологодские кружева покупали танки и самолеты. Воистину в разные века кружевная красота радовала и спасала мир!»
Собрала материалы по кружевоплетению М. Сидорец.