Теневая сторона сказки

Теневая сторона сказки

В Севастополе работает маленький, но необычный театр.

Для начала нужны темнота и обязательно—замершие от предвкушения большие и маленькие зрители. а потом на освещенном белом экране появится таинственный восточный город или прекрасный замок. Начнётся сказка, сообщает «АиФ».

 

ВСТРЕЧА С ОБИДОЙ И СЧАСТЬЕМ

Севастополь может считаться самым театральным городом Крымского полуострова. Есть здесь театры с богатой историей, есть—совсем молодые, с большими коллективами и совсем маленькими. А вот самый крохотный—театр теней. Его основательницы, Дарья Дудоладова и Наталья Белая, назвали его «Сказка на подушках». Нет ни сцены, ни сложных декораций—только дети, сидящие на подушках. И тени, играющие свою историю.
За белой ширмой—прожектор, в руках у Дарьи и Натальи нехитрые куклы—вырезанные силуэты. Вот лошадь, которой очень грустно: она вздыхает и опускает голову, вот—медведь, вот—кукла-обида, а вот—счастье.
«Наши сказки с трудностями, не с конфликтами,—рассказывает Наталья Белая.—Если взрослый посмотрит их вместе с ребёнком, то может что-то почерпнуть для себя. Есть притчи о подлости, глупости, о возвращении к благоразумию—когда за искренность и правдивость награждают героя. До детей можно донести истину через сказку, через образ. Пример: родители не могут справиться с ребенком: он обиделся на кого-то из своих друзей. В одной из наших сказок есть персонаж—обида, который предлагает дружить по-своему: плакать и расстраиваться. И дети понимают, почему не стоит обижаться. Нам много раз потом звонили и говорили, что сработало, как в сказке».
Перед началом представления Дарья и Наталья обычно обсуждают сказку с детьми и родителями, объясняют, что произойдёт. От этого дети не потеряют интерес к сказке, но будут знать, чего ожидать, что может сгладить повествование.
«У нас есть сказка, где девочка играет с бумажными куклами, но приходит мальчик и разрезает их ножницами на кусочки,—объясняет Дарья Дудоладова.—Этот момент для нас очень сложный, мы наблюдаем, как дети реагируют. История продолжается, куклы из кусочков собираются вновь, но в памяти девочки. Сюжет учит детей, что бывают случаи, когда что-то уходит, но оно навсегда остаётся с тобой в памяти. Родители, конечно, наблюдают за этим с замиранием сердца».

 

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Дарья вспоминает, как ставили сказку Андерсена «Девочка со спичками». Девочка умирает в финале, жалко её до слёз. Только плачут родители, но не дети. Они сказку понимают по-своему: девочка встретилась с любимой бабушкой и была счастлива.
«Дети больше нас готовы к серьёзным разговорам, это мы, наверное, боимся с ними поговорить,—считает Наталья.—Часто взрослым нечего сказать. Возьмите хоть оригинальные, не переписанные и адаптированные сказки братьев Гримм, они ведь довольно жестокие. Но сказки тех времён и были такими. Вот расскажу случай: у моего племянника умер отец, когда ему было шесть лет. И меня попросили поговорить об этом с мальчиком. Психолог посоветовал беседовать о случившемся на примере цветка. Вот тот вырос, завял, но не исчез, семечко упало в землю—и вырос новый. Жизнь продолжилась».
Сказочных героев начала собирать Дарья Дудоладова, она создала свой небольшой детский сад, а для развлечения детей устроила театр. Но столько сил и трудов уходило на одно представление, а видели его лишь десяток-другой человек. Тогда и вырос проект «Сказки на подушках».
Наталья театр любила с детства. Выросла, выучилась, нашла хорошую работу. Но и потом двухлетняя работа таможенным брокером набила оскомину, бюрократический процесс вымотал. И в какой-то момент поняла, что надо искать себя. Нашла в детском центре.
«Потом у меня была вторая попытка «взрослой работы»—пыталась стать судебным приставом. Но эта работа не по душе, я счастлива, когда рядом дети,—вспоминает Наталья.—А потом встретились с Дашей, и мы поняли, что «поём в одну дуду».
Больше всего основательницы крохотного театра любят наблюдать за тем, как меняются родители, которые пришли на представление вместе со своими сыновьями и дочерьми. Они будто выпадают из повседневного жизненного темпа, успокаиваются, задумываются. И наверняка потом будут часто откликаться на вечную детскую просьбу: «Расскажи сказку!»
Нет таких взрослых, убеждена Наталья, которые не смогли бы стать прекрасными рассказчиками для своего самого любимого домашнего зрителя. Находятся и слова, и улыбки, и захватывающие сюжеты. А многие папы и мамы, посетив театр теней, просто рады, что ненадолго вернулись в детство—с простыми, но пронзительными до слёз сказочными историями.

Другие статьи этого номера