такими словами ровно 120 лет назад анонимный репортер «Крымского вестника» (инициалы Л.Б.—Авт.) начал свою парадоксографическую информацию, посвященную пробному пуску на излете лета самого первого в Крыму трамвая по Екатерининской улице и Нахимовскому проспекту в Севастополе…
Увеличиваясь в числе вагонов и протяженности маршрутов, наш трамвай-трудяга просуществовал целых 44 года, то есть до начала германской оккупации Севастополя…
А все начиналось следующим образом. Городская дума в конце 90-х годов позапрошлого века после многомесячных дебатов поставила на голосование давно назревшую проблему внутригородских пассажироперевозок. А именно: на смену извозчикам, обслуживающим всех желающих прокатиться из центра города практически до его окраин (а это 5-6 километров), предлагалось заключить контракт с немецкой фирмой Рафаэля фон Гартмана на устройство в Севастополе электрического трамвая и электроосвещения. Версия строительства конки (конная тяга трамваев) была исключена.
В июне 1897 года морским путем из Германии в Севастополь пришел долгожданный груз—котлы для электростанции, рельсы и прочие комплектующие для севастопольской рельсовой конки. Первый десятифунтовый «царский» кирпич на цокольной площадке будущего машинного зала электростанции в створе Лабораторного шоссе был уложен в конце августа 1897 года, а в сентябре на Большой Морской приступили к укладке начальной 25-метровой рельсовой плети.
…Как мы уже упоминали, сигнальный рейс севастопольского трамвая был осуществлен 28 августа 1898 года—от вокзала по Екатерининской улице вдоль Нахимовского проспекта до разъезда на площади с часовней и обратно.
Кстати, так уж сложилось, что именно тогда в одном из четырех вагонов стартовый прогон ознаменовал своим личным участием в этом экстраординарном событии кумир многотысячной читающей публики России, одна из центральных фигур «старшего» русского символизма, поэт Константин Бальмонт.
…Через несколько дней местная пресса разразилась восторженными панегириками относительно открывшихся преимуществ перед «странствующим» людом в пределах города. Вот несколько купюр из «Крымского вестника»: «Новинка пришлась по вкусу севастопольцам», «Из-за зевак полиции пришлось принимать меры к сохранению порядка», «Электрический трамвай наэлектризовал публику. Она, так сказать, окончательно отрамваилась в одну неделю… Всё ездит, ездит…»
Регулярное движение севастопольского «трама» со скоростью 10-12 километров в час началось с 12 сентября 1898 года. Передняя и задняя площадки вагонов были открытыми. От дождя и прямых лучей солнца пассажиров оберегали шторы. На каждой из шести скамеек располагалось по четыре человека. На задней площадке разрешалось стоять не более пяти любителям быстрой езды, на передней—не больше трех.
Несколько любопытных фактов. Билеты—в зависимости от расстояния—продавались по разной цене (в среднем—5 копеек) и отличались цветом. С шести до восьми часов утра была установлена твердая такса—4 копейки. Нижним воинским чинам и учащимся различного профиля разрешалось «отдуплиться» тремя копейками на любое расстояние.
В первом полугодии после начала эксплуатации трамвая остановки делались по требованию, что вносило некую сумятицу и растягивало, так сказать, «пассажиро-час». В течение двух последующих лет после старта трамвайного движения распоряжение градоначальника об устройстве 12 остановок со скамейками городская управа игнорировала, и лишь в самом начале 1910 года появились наконец три остановочных павильона—у Минной башни, у входа на Приморский бульвар и недалеко от часовни Св. Николая возле дома Хлудова.
С 1899-го по 1903 год профильное надзорное ведомство градоначальства вело безуспешную борьбу с пьяницами, курильщиками и любителями грызть семечки на площадках вагонов, пока не были введены довольно ощутимые штрафы.
В одном из номеров «Крымского вестника» в 1911 году была опубликована такая курьезная заметка: «Кондуктор Яковлев на Корниловской площади остановил вагон и пошел в трактир. Вагон простоял 15 минут. Пассажиры недружными криками старались вызвать Яковлева, но безрезультатно».
А этот нюанс правил эксплуатации севастопольского трамвая на урезе ХХ века заслуживает особого внимания, так как касается неких пикантных случаев, когда… дамам категорически запрещалось садиться в трамвай. Оказывается, многие представительницы прекрасного пола не снимали широкополые шляпки (их называли тогда «бельевыми корзинами») при посадке в городской электротранспорт.
Дело в том, что такие дамские головные уборы (особенно «шантеклеры» с гребешками из фазаньих перьев) могли в трамвайной сутолоке ненароком кому-нибудь да и травмировать глаз. Посему правила пользования трамваем предусматривали обязательное наличие специальных колпачков на угловых зонтичных шпильках, составляющих каркас женской шляпки… Увы, давно подмечено, что строго заангажированные коллизии технического прогресса неминуемо входят в острое противоречие с эпатажными наклонностями любителей модных аксессуаров из жизни и быта хомо сапиенс…
…К началу Октябрьской революции в трамвайных парках Севастополя уже числились на балансе 24 моторных и 12 прицепных вагонов. Этот вид общественного транспорта пользовался широкой популярностью у жителей и гостей нашего города. И только Великая Отечественная война, когда абсолютно вся городская инфраструктура железнодорожного электротранспортного хозяйства у нас была разрушена до основания, увы, остановила некогда резвый бег севастопольского «уличного поезда»…
Л. АРКАДЬЕВ.
На снимках: эволюция «физиономии» севастопольского трамвая от 1898-го до 1941 года.