«Черный август» «Отважного»

«Черный август» «Отважного»

30 августа 1974 года возле Севастополя потерпел катастрофу ракетоносец «Отважный», второй после линкора «Новороссийск» крупный советский надводный корабль, взорванный и затонувший, но не в гавани, а в нейтральных водах. Сам факт этой катастрофы тоже был сразу же засекречен тогдашними властями, и о нем стало известно лишь в конце перестройки, сообщает газета «Секретные расследования».

 

Большой противолодочный корабль «Отважный» был построен в Николаеве и вступил в состав Черноморского флота в сентябре 1965 года. Это был один из лучших кораблей своего класса на флоте, за восемь лет службы он совершил семь дальних походов.
Утром 30 августа 1974 года «Отважный» (командир—капитан 2 ранга И.П. Винник) вышел в море под флагом руководителя учений, тогдашнего начальника штаба ЧФ контр-адмирала В.Х. Саакяна. Всего на борту корабля в тот день находилось 258 человек экипажа, группа курсантов ВВМУ—16 человек, а также прикомандированные, среди которых был адмирал из Главного штаба ВМФ и несколько старших офицеров флота.
Около 10 часов корабль с полным запасом боеприпасов на борту прибыл на полигон боевой подготовки в 23 милях от Севастополя.
Едва экипаж занял места по боевому расписанию, как в кормовой части корабля произошло несколько сильных взрывов, вызвавших пожар в некоторых помещениях и большое задымление, прервавшие какую-либо связь с кормовыми отсеками. Только потом выяснилось, что в кормовом ракетном погребе № 8 по неизвестной причине поочередно сработали оба двигателя одной из зенитных ракет. В результате ракетная установка, палуба 8-го погреба и соседние помещения были полностью разрушены серией взрывов.
Но об этом не знали ни командир корабля, ни адмиралы, управлявшие учением с ходового мостика. Ибо пришедший с «гражданки» старшина стартовой команды кормовой ракетной установки мичман Шупортяк, увидев пожар в своем погребе, так перепугался, что никому не доложил о нем, преступно покинул боевой пост и скрылся, оставив подчиненных моряков. Поэтому оперативному дежурному ЧФ было доложено лишь то, что на корабле возник пожар. О нем дежурный и доложил на ЦКП ВМФ, а тот—главкому ВМФ Горшкову, отдыхавшему в Ялте. Тот дал на «Отважный» телеграмму: «Принять все меры. Корабль оставить на плаву».
Взрывы и пожар вскоре привели к быстрому разрушению в этом месте корпуса корабля, поступлению внутрь забортной воды и распространению пожара в его носовое машинное отделение и кормовую часть, что вызвало новые взрывы и жертвы. Вследствие полученных повреждений вышло из строя рулевое устройство, и руль заклинило на повороте. Крен достиг 14 градусов на правый борт. Поэтому командир корабля был вынужден застопорить ход и запросить помощи. По тревоге был вызван спасательный отряд главной базы ЧФ.
Однако сдержать распространение пожара и забортной воды в кормовую часть «Отважного» ни его экипажу, ни спасателям не удалось.
В 14 часов 47 минут произошел мощный взрыв авиабомб в погребе № 10, и воспламенился керосин в соседней цистерне. Крен корабля увеличился до 28 градусов на правый борт, дифферент на корму составил 6,5 м. В итоге произошло затопление еще двух отсеков. При пяти затопленных смежных отсеков корабль потерял продольную устойчивость и непотопляемость.
В 15 часов 15 минут по приказанию начальника штаба ЧФ (а точнее—по указанию с ЦКП ВМФ в Москве, откуда за обстановкой на «Отважном» следил первый зам. главкома ВМФ СССР адмирал флота В.А. Касатонов, принимавший окончательное решение) личный состав начал покидать тонущий корабль. Командир БПК «Отважный» Винник покинул корабль последним, прыгнув в воду.
В 15 часов 41 минуту спасательный корабль «Бедовый» отдал буксир. В 15 часов 57 минут «Отважный» скрылся под водой.
Погибли 19 членов экипажа (находившиеся на боевых постах в погребе № 8 и в соседних помещениях, разрушенных взрывом и выгоревших, а также утонувшие при выбросах за борт) и пять курсантов. Ожоги и ранения различной степени получили 26 человек.
Сильно поврежденный БПК «Отважный», затонувший в нейтральных водах на глубине 130 м почти со всем боекомплектом для своего мощного вооружения, в связи с невозможностью его восстановления было решено не поднимать, а снять с него лишь спецтехнику на наружных постах, а также секретные документы и специальную аппаратуру, оставленную на корабле во время катастрофы. После чего уничтожить путем подрыва на грунте.
Эту уникальную, сложнейшую и опаснейшую работу надо было провести в сжатые сроки, ибо США уже направили в Босфор специальный корабль… Упреждая их действия, за август-ноябрь 1975 года аварийно-спасательной службой ЧФ были подняты объекты секретной техники и документы. Работы выполнялись специальными спасательными судами: СС-21 и сменившим его судоподъемным судном (СПС) «Карпаты». На заключительном этапе—с мая по август 1977 года—самоотверженно работавшие водолазы СПС «Карпаты» разместили на корпусе «Отважного» и внутри него более ста тонн тротила.
23 декабря БПК «Отважный», лежащий на грунте, подорвали.
Так БПК «Отважный» вместе с останками погибших моряков перестал существовать после своей недолгой службы на Черноморском флоте.
Для расследования катастрофы была создана высокая комиссия, работа которой проходила в закрытом режиме. Рассматривалась и диверсионная версия. Тогда же прошел слух, что Брежнев решил никого не наказывать. Вскоре начальника штаба ЧФ Саакяна, к которому благоволил главком ВМФ Горшков, перевели в центральный аппарат ВМФ начальником оперативного управления Главного штаба ВМФ. Даже главный виновник этого ЧП Шупортяк отделался лишь увольнением в запас. 24 погибших моряка «Отважного» считаются похороненными на центральном городском кладбище Севастополя, где флотом им сооружен памятник.

 

Подготовил Леонид СОМОВ.

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера