Чтобы школьник был здоров, выбирайте «правильные» школьные товары

Чтобы школьник был здоров, выбирайте «правильные» школьные товары

До начала школьных занятий осталось совсем ничего. В преддверии нового учебного года специалисты «Роспотребнадзора» дают советы, как правильно выбрать одежду, ученическую сумку, обувь и школьно-письменные принадлежности, подчеркивая, что выбор товаров для детей и подростков должен быть гигиенически оправдан. Ведь от того, насколько тщательно и ответственно родители подойдут к выбору тех или иных товаров, зависит комфорт, безопасность и даже здоровье ребенка.

 

Вес портфеля—до килограмма

Особое внимание следует уделить портфелю школьника. Согласно гигиеническим нормам, вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 г и для обучающихся средних и старших классов—не более килограмма.
Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Для начальных классов важны размеры данных изделий: длина (высота)—30-36 см, высота передней стенки—22-26 см, ширина—6-10 см. Нормируется также длина и ширина ремней, так длина плечевого ремня—не менее 60—70 см, ширина плечевого ремня в верхней части—не менее 3,5-4 см. При этом допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
Для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям в качестве ориентировочного теста используется вычисление соотношения веса ранца к весу ребенка. Оптимально оно должно составлять 1:10. Такой подход позволяет учесть и индивидуальные возможности ребенка.
Помимо прочего, портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних и боковых поверхностях и изготавливаться из материалов контрастных цветов.

 

Особое внимание—первоклассникам!

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья школьника. Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.
Требования устанавливаются в зависимости от вида издания (учебник, художественная литература, журнал), а также возраста потребителя. Самые жесткие требования предъявляются к учебникам для школьников, в первую очередь—для начальных классов. Это связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.
Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника не должен превышать: 300 г для 1—4 классов; 400 г для 5—6 классов; 500 г для 7—9 классов; 600 г для 10—11 классов.

 

Школьная одежда должна быть удобной

При покупке школьной формы для ребёнка важно помнить, что в этой одежде он будет проводить 5-6, а то и больше часов. Поэтому в первую очередь школьная форма должна обеспечить сохранение детского здоровья.
В идеале одежда должна формировать комфортный для ребёнка микроклимат так называемого пододёжного пространства—это температура тела, влажность, паро- и воздухопроницаемость. Школьная одежда не должна стеснять движений ребенка, соответствовать размеру, быть приятной для тела (нежесткой, неколючей), соответствовать сезону.
Для школьной одежды используются такие материалы, как хлопок, лен, шерсть, полушерсть, вискоза. Данные материалы обладают хорошей воздухопроницаемостью и гигроскопичностью (способностью впитывать влагу).
Неправильно подобранный костюм или его низкое качество могут вызывать различные заболевания, в том числе заболевания кожи, такие, как контактный и атопический дерматиты, а также простудные заболевания, например, грипп, острые респираторные заболевания и заболевания органов дыхания.

 

Специалисты «Роспотребнадзора» при покупке школьной формы призывают обращать внимание на следующие важные моменты:
Внимательно изучите маркировку одежды—ярлычок с данными производителя и составом ткани. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир—для зимы. Форма с содержанием синтетических волокон может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются. Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний. Оптимальное сочетание состава ткани-55% натурального сырья (хлопок, лен, шерсть) и 45% синтетического (полиэстр и т. д.), а для пиджака, брюк и юбки—соответственно 70 на 30%.
Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на ярлычке указана химчистка—лучше отказаться от такой одежды для ребёнка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника.
От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани. Если есть сомнения, проведите тест на красители: возьмите влажную салфетку и потрите ткань. Если влажная салфетка осталась чистой, то при стирке изделие линять не будет. Если же окрасилась, то от покупки лучше отказаться.
Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость. Попросите ребенка во время примерки формы в течение нескольких секунд энергично потереть руки друг о друга, после чего приложить ладошку к одежде. Если «стрельнет» (разряд статического электричества), то от такой одежды лучше отказаться.
Еще один тест—на сминаемость. Помните руками ткань. Если помялась, значит, в ткани много натуральных волокон. Поэтому полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит. Синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней.
При покупке школьной формы правильно подбирайте размер, убедитесь, что вашему ребёнку в ней удобно как в сидячем положении, так и при ходьбе. Одежда не должна излишне стеснять движения ребёнка, не должна быть слишком узкой, потому что тесная юбка или брюки приведут к болям в животе, а тесные рубашки и сарафаны могут нарушить дыхание.
Чтобы убедиться в правильном подборе формы, попросите ребенка прямо в магазине присесть несколько раз, надеть и снять рюкзак. Если швы не трещат и ничто нигде не давит,-можно брать.
Обувь также должна быть удобной: высота каблука не должна быть больше 2,5 см, для девочек 12-16 лет—не выше 3,5 см. Для обуви с применением полимерных материалов также нормируется воздухопроницаемость.
Словом, покупая школьные принадлежности, надо смотреть не только на ценники. Вся продукция для школьников должна соответствовать требованиям химической безопасности, быть удобной и практичной.

 

Подготовила Елена Иванова.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера