Рейтинг как индикатор системы капремонта

Эксперты ОНФ составили рейтинг регионов по исполнению программы капитального ремонта за первое полугодие 2018 г.

 

Проблема планирования проведения Рейтинг как индикатор системы капремонтаработ по капитальному ремонту по-прежнему остаётся крайне острой, констатируют эксперты центра ОНФ «Народная экспертиза». Более того, неэффективное планирование приводит к тому, что имеющиеся у регионов средства, уплаченные гражданами, не используются в полном объеме, вследствие чего дома так и остаются неотремонтированными. Такой вывод сделали эксперты ОНФ, составив в июле 2018 года очередной рейтинг регионов по исполнению программы капремонта.
Рейтинг регионов по исполнению программы капитального ремонта возглавила Курская область. За ней следуют Свердловская, Липецкая области, г. Москва и Белгородская область. Последние пять мест заняли: Чукотский АО, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Алтай и Тыва. Эти регионы сильнее других отстают по таким показателям, как темпы проведения капремонта, уровень собираемости взносов, эффективность планирования и использования средств. В целом как в десятке лидеров, так и в списке отстающих по сравнению с прошлым рейтингом изменения оказались незначительными.
Как отмечают эксперты ОНФ, система капитального ремонта все-таки постепенно стабилизируется. Многие проблемы либо уже решены, либо близки к этому. В частности, уровень эффективности использования средств, находящихся на счетах региональных операторов капитального ремонта, ежегодно повышается. Из собранных ими за первые шесть месяцев текущего года 77 млрд рублей использовано на настоящий момент уже 38 млрд рублей, то есть чуть меньше половины всех собранных средств—49%. Ровно год назад соотношение использованных средств к поступившим за такой же период составляло лишь 33%. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что значительная часть работ «закрывается» в конце года, а наиболее активным периодом для проведения капремонта являются летние месяцы, поэтому большая часть работ будет принята во втором полугодии.
В то же время центр ОНФ «Народная экспертиза» обращает внимание, что с предыдущих лет на счетах региональных операторов остаются всё ещё неиспользованными 116 млрд рублей. Эксперты центра считают, что регионам следует эффективнее использовать имеющиеся средства, рассчитывая в том числе и на остатки предыдущих лет. Кроме того, общественники выявили ряд регионов, в которых, согласно актам приёмки, за эти полгода не было принято ни одной работы: это Тамбовская область, Республики Тыва, Алтай, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, а также Чукотский и Ненецкий автономные округа. В результате деньги, собранные региональными операторами в этих субъектах, так и остались неиспользованными. И это при том, что уже немалое количество регионов начали активно вовлекать в процесс капитального ремонта не только собираемые в текущем году средства, но и не использованные за прошлые годы деньги. Так, Республика Северная Осетия-Алания с января 2018 г. согласно актам приёмки осуществила капремонт на 99 млн рублей, тогда как собрала за эти шесть месяцев только 39 млн рублей. 60 млн рублей—это остаток с предыдущего периода.
Эксперты Народного фронта отмечают: несмотря на повышающуюся эффективность использования средств, в системе капитального ремонта не решено ещё множество других проблем. В ходе составления рейтинга выяснилось, что регионы ежегодно меняют как годы действия региональной программы капитального ремонта, так и запланированное количество работ. К примеру, всего за год регпрограмма Калининградской области сократилась на 67%—со 108 тыс. до 36 тыс. работ. Также значительно уменьшились программы Кемеровской области—на 51% и Республики Саха (Якутия)—на 18%. В целом количество работ в региональных программах всех субъектов РФ за год стало меньше на 6%, или на 490 тыс. работ, что, по мнению экспертов ОНФ, является тревожным сигналом.
В Тверской области сроки действия программы капремонта сократились на 4 года—с 2043-го до 2039 года. Соответственным образом уменьшилось и количество запланированных работ—на 2%. Ещё значительнее ужали программу Пензенской области—на 9%, и это при том, что сроки программы сократились на 3 года. Наряду с этим в обоих регионах, несмотря на сокращение программ, фиксируется ежегодный рост вводимого жилья, которое, как отмечают эксперты, рано или поздно в любом случае включается в программу капитального ремонта. Например, ежегодный ввод жилья с 2012-го по 2017 гг. увеличился в Тверской области на 46%, или на 0,2 млн кв. м., а в Пензенской области—на 22%, или на 0,2 млн кв. м.
«В рамках своих полномочий субъекты РФ не реже одного раза в год должны корректировать региональные программы. Впрочем, как мы видим, в ряде мест изменения оказались чересчур ощутимыми. В подобных случаях нужно прежде всего понять, чем вызваны такие сокращения. Например, одной из причин могло стать увеличение объёмов аварийного жилья в этих регионах, которое не включается в программы капремонта. В любом случае мы призываем Минстрой России разобраться в этой ситуации. Недопустимо, чтобы дома были вычеркнуты из региональной программы капитального ремонта без серьёзных оснований»,—заявил руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
Эксперты ОНФ продолжают также отмечать ежегодный рост числа проведённых ремонтных работ, что, безусловно, является позитивной тенденцией. Вместе с тем целевые значения запланированных работ уже который год остаются приблизительно на одном и том же уровне. То есть большинство регионов продолжает составлять планы исходя из ситуации трёх- или четырёхгодичной давности, что позволяет им в результате отчитываться о перевыполнении планов.
Так, в 2016 году в регионах было запланировано осуществить 101,9 тыс. ремонтных работ, хотя в итоге было проведено на 7,7 тыс. работ больше—109,6 тыс. Серьезный рывок зафиксирован в 2017 году: если в плане значилось 108,5 тыс. работ, то по факту было принято на 24,7 тыс. работ больше—133,2 тыс. По прогнозу экспертов, в 2018 году разрыв между плановыми и фактическими показателями может значительно вырасти, так как в этом году предполагается провести работ меньше, чем в прошлом,—100,2 тыс., а полугодовые темпы исполнения уже превышают прошлогодние. Если на 1 июля 2017 г. было выполнено 24,8 тыс. работ, то на 1 июля 2018 г.—уже на 39% больше, 34,4 тыс. работ.
«Составляемый нами рейтинг регионов—это прежде всего индикатор текущего положения системы капитального ремонта. Со времени её запуска многие проблемы уже решены. Это, например, низкая собираемость взносов и неэффективное расходование средств. Увеличились и темпы проведения работ. Однако вопросы планирования остаются ещё ахиллесовой пятой этой системы. И крайне важно, чтобы в долгосрочной перспективе все попали под программу капремонта, а средств, собираемых с граждан, для этого оказалось достаточно. Минстрою России необходимо активнее взяться за работу по координации и контролю за ходом исполнения региональных программ капитального ремонта»,—заключил руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
Напомним: общероссийский народный фронт (ОНФ)—это общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ—контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, решение вопросов повышения качества жизни и защиты прав граждан.

 

Пресс-служба ОНФ.

Другие статьи этого номера