Дмитрий Яньков: «Задача—не штрафовать УК, а заставить их работать добросовестно»

Дмитрий Яньков: «Задача—не штрафовать УК, а заставить их работать добросовестно»

Из 70 управляющих компаний в Севастополе 35 оказались «пустышками». На данный момент в суде находится 26 исковых заявлений от регионального «Госжилнадзора» на лишение этих УК лицензий. Кроме того, в нашем городе насчитывается 144 ТСН, ТСЖ и ЖСК. Еще около одной тысячи домов находится на прямом управлении. Об этом и о том, в каких случаях стоит обращаться в жилинспекцию, какие штрафные санкции применяются к недобросовестным коммунальщикам, рассказал начальник «Госжилнадзора» Дмитрий Яньков.

 

—Показатель работы в сфере ЖКХ—число обращений, которые поступают в жилинспекцию,—говорит Дмитрий Яньков.—На данный момент к нам поступило более 2,6 тыс. обращений граждан. Это на 6% больше, чем в 2017 году, но на 34% меньше, чем в 2016 году. Общероссийский стандарт для жилищных инспекций—от 10 до 15% увеличения обращений в год, поэтому 6%—не критичная цифра.
По словам Дмитрия Янькова, на первом месте среди заявлений от населения—жалобы на ненадлежащее содержание мест общего пользования. На втором—недобросовестное начисление платы за ЖКХ. На третьем и четвертых месте расположились жалобы на ненадлежащее обеспечение населения коммунальными услугами и незаконные пристройки.
Механизм обращения в инспекцию следующий. Например, жильца МКД не устраивает ремонт подъезда: облупилась краска, нет освещения, не закрывается дверь. Человек подает заявление в УК, а если УК не реагирует, то можно смело обращаться в жилинспекцию.
—У нас работает «прямая линия» по телефону 42-31-48. Любой житель может позвонить, если есть претензии к работе ЖКХ,—говорит руководитель жилинспекции.—Также можно прийти лично или отправить письмо по электронной почте. По каждому заявлению мы проводим проверки. Если инспектор находит нарушение, возбуждается административное дело, которое передается в суд. В большинстве случаев дело возбуждается на руководителя управляющей организации, чтобы нерадивые коммунальщики несли ответственность из своего кошелька.
Решение о наложении штрафных санкций принимается через суд. Штрафы солидные: до 50 тысяч—для должностных лиц и до 250 тысяч рублей—для юридических. У управляющих компаний есть определенный запас времени на устранение нарушений. Тем не менее в 2018 году УК уже оштрафованы на общую сумму более семи миллионов рублей.
«Госжилнадзор» выдает предписание, устанавливаются конкретные сроки по устранению нарушений. Если все равно ничего не меняется—административное дело возбуждается еще раз. Жители и сами могут подать в суд, написав в инспекцию заявление о представлении их интересов в суде. Такая практика в Севастополе есть. Процент закрытия подобных дел в пользу жителя достигает 95%.
Впрочем, Дмитрий Яньков подчеркивает: главная задача—не оштрафовать УК, а заставить их работать добросовестно. В последнее время радует тенденция, когда жители через некоторое время отзывают свои заявления и просят не наказывать жилищников, так как нарушения уже устранены. Кстати, чаще всего горожане жалуются на УК, а не на ТСН. Но связано это не с тем, что управляющие компании хуже работают, а с тем, что у них больше домов. Самые крупные—ООО «Центр», ООО «УК», ГУПС «УК «Север».
Из 70 зарегистрированных управляющих компаний в Севастополе девять—государственные, остальные—частные. Правда, половина из них—«пустышки». Есть три причины, по которым у компаний могут быть отозваны лицензии: большие долги перед ресурсоснабжающими организациями; когда более шести месяцев УК не включает МКД в реестр лицензий и, по сути, просто не выполняет свои обязанности; если УК на протяжении года имеет 15% домов, по которым дважды не исполнялись предписания. Впрочем, еще до лишения лицензии такая УК просто обанкротится.
По словам Дмитрия Янькова, когда люди жалуются на ТСН, значит, они не смогли договориться с председателем или не доверяют ему. Такие случаи есть, но зачастую жалобы оказываются необоснованными.
—В 2018 году одной из наших приоритетных задач является предупреждение правонарушений,—говорит Дмитрий Яньков.—Одним из рычагов воздействия в плане профилактики существует такая мера, как предостережение. В этом году «Госжилнадзор» выдал 1,5 тысячи предостережений в адрес всех управляющих организаций. Начиная от покоса травы и уборки придомовых территорий и заканчивая подготовкой к зиме, использованием газа в быту и т.д. Например, положено делать текущий ремонт в подъезде раз в пять лет, и мы предупреждаем заранее, что подходит срок его выполнения.
Не один раз жилинспекция применяла штрафные санкции к ООО «Благоустройство города Севастополя» (БГС), которое отвечает за вывоз ТКО. Ситуация мониторится—в ежедневном режиме: если мусорный контейнер не вывезен или площадка под ним грязная—замечание не заставит себя долго ждать. Контролирует инспекция и выполнение краткосрочного капитального ремонта. В 2018 году в эту программу включены 219 МКД.
—Я всегда готов к общению,—говорит Дмитрий Яньков.—Каждый вторник с 14 до 17 часов я провожу прием граждан. Два раза в месяц выезжаю в отдаленные районы Севастополя. Масса вопросов решается на месте. Если есть необходимость, выходим на объекты. Два раза в месяц провожу совещание с руководителями УК—именно они должны быть все время в контакте с жителями.
У работников сферы ЖКХ лето—самая горячая пора, приходится работать не только на жителей, но и на туристов. А вот осенью и зимой чаще возникают вопросы по текущим крышам, проблемы с отоплением. Кстати, сейчас Севастополь уже готов к отопительному сезону на 70-75%.
На вопрос о том, слишком ли в Севастополе все запущено в сфере ЖКХ, Дмитрий Яньков уверенно отвечает:
—ЖКХ меняется! Просто нужно время.

 

Анна Брыгина.

 

Справка редакции:

Дмитрий Яньков занимает пост начальника жилинспекции уже больше года. За это время севастопольская жилищная инспекция вошла в десятку лучших в России. Прежде чем стать руководителем, Дмитрий Яньков проработал заместителем начальника ГУП «Управляющая компания Гагаринского района-1», чтобы вникнуть в проблемы региона и работу УК. До этого 14 лет работал заместителем руководителя жилинспекции Нижегородской области.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера