Порой «общение» граждан с банкоматами заканчивается неприятностью—«ящик с деньгами» без видимых на то причин забирает пластиковую карту. Куда обращаться и что делать в подобных случаях?
Свой или чужой?
Многое в схеме возврата вашей карточки зависит от того, какому банку принадлежит банкомат. Если устройство обслуживает «родное» финучреждение (банк—эмитент карты), то ваш путь будет несколько короче. Если же вам пришлось воспользоваться «чужим» банкоматом, то волокиты прибавится.
В любом случае первое правило: не паниковать. Одной из самых распространенных причин изъятия карты является введение неправильного ПИН-кода. Пользователю предоставляется три попытки на введение правильной комбинации кода доступа к счету. Обычно после каждого неправильного ввода на экран выводится предупреждение. Но бывает так, что сразу после введения ПИН-кода или на любом ином этапе пользователь видит сообщение о том, что карта была изъята (эта же информация должна быть продублирована на чеке).
Специалисты по компьютерной безопасности объясняют такие ситуации сбоями в работе системы. Потому иногда достаточно просто подождать несколько минут, и банкомат сам выплюнет карту и, возможно, купюры. Если же чуда не произошло, придется пообщаться с банковской службой поддержки.
Что делать?
Итак, рассмотрим ситуацию, когда карту «зажевало» устройство не вашего банка.
В первую очередь обратитесь в «родную» службу поддержки (для этого запишите и всегда имейте при себе необходимые телефоны), уведомите оператора о случившемся и в целях безопасности временно заблокируйте карточку.
Второй шаг—это звонок в службу поддержки «чужого» банка. Номер контактного телефона, как правило, указан на банкомате. Этот оператор обязан зафиксировать обращение, сообщить условия возврата карты.
В большинстве случаев сотрудники «своего» банка должны связаться с сотрудниками «чужого» и подтвердить, что карточка принадлежит именно вам. Потому придется осуществить еще один звонок в «родную» службу поддержки.
После прохождения всех процедур и инкассации придется ехать в одно из отделений «чужого» банка, чтобы забрать карту. В среднем на все формальности уходит от 2 до 7 дней, хотя иногда дело может затянуться на 2-3 недели.
Кстати, из-за сложности процесса возврата и потенциальных рисков для клиента некоторые банки предпочитают не договариваться с конкурентами, а просто назначать перевыпуск карты, что значительно экономит время и нервы.
Если же «прожорливый» банкомат принадлежит банку, в котором вы обслуживаетесь, достаточно будет общения только со «своей» службой поддержки.
Алгоритм здесь следующий: позвоните оператору; сообщите о произошедшем; подтвердите, что именно вы являетесь владельцем карты; узнайте, где и когда ее можно будет вернуть. При удачном стечении обстоятельств «пластик» можно будет забрать через день-два.
В общении с «непокорными» банкоматами есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, по возможности старайтесь не отходить от устройства минут 10-15. Как уже говорилось, бывали случаи, когда банкомат возвращал карту, которую проглотил какое-то время назад.
Во-вторых, блокировать карту надо оперативно, откладывать звонки надолго не стоит. Исключение составляют финучреждения, с которыми нет круглосуточной связи, а инцидент произошел в нерабочее время.
Также не стоит без крайней нужды пользоваться банкоматами, которые дают сбои слишком часто.
Если карта «съедена» за границей
За рубежом сразу звоните в сервисный центр «своего» банка-эмитента. После вашего звонка сервисный центр направит факс в иностранный банк с просьбой вернуть карточку ее держателю.
Либо вы можете обратиться непосредственно в иностранный банк, если уровень владения иностранным языком позволит вам объяснить ситуацию. В любом случае карту вам вернут не сразу, поэтому целесообразно ее также заблокировать.
Если вы не помните телефонный номер своего банка, можно связаться с международным сервисным центром платежной системы: в Visa это Global Customer Assistance Service (GCAS), в MasterCard—MasterCard Global Service (MCGS). Их номер можно узнать в любом банке (для каждой страны свой номер GCAS и MCGS). Оператор сервисного центра свяжется с вашим банком, и банк заблокирует карту.
Если деньги за границей нужны срочно, практически все крупные банки имеют в пакете карточных опций такую услугу, как экстренная выдача наличных за рубежом. Но это удовольствие недешевое.
О. ЛОБАНОВ.