Сюндюрлю-Коба. Спелеология воскресного дня

Сюндюрлю-Коба. Спелеология воскресного дня

Среди пещер в районе Байдарской долины особой доступностью выделяется Сюндюрлю-Коба. Для её прохождения не нужны веревки или другое хитроумное снаряжение. Каждому путешественнику достаточно иметь фонарик и крепкую обувь.

 

Оптимальный вариант прогулки начинается в селе Ново-Бобровка, куда из Севастополя можно доехать рейсовым автобусом. Если же вы приехали на своей машине, то оставить её придется в селе возле магазина. По улице между магазином и сельским клубом выходим на окраину села. Наша путеводная нить—речка Бага. От неё поднимаемся влево на крутой можжевеловый склон, на лесную дорогу. На развилке лесных дорог стоит выбрать тропу с максимальной крутизной подъема. Почти час неторопливого хода приведет вас на широкую грунтовую дорогу к лесному урочищу Ай-Димитрий. Слева уже угадывается вершина горы Сюндюрлю-Каясы высотой 790 метров. Как только лесная дорога начинает терять высоту, пора сворачивать на тропинку влево до каменного тура. От него снова влево—до таблички с названием пещеры и указанием о её отношении к памятникам геологии.
Наша группа из девяти человек здесь сделала привал для фотосессии с видом на Байдарскую долину. Наши гиды Игорь и Ольга произвели панорамный обзор вершин. Несколько необычный ракурс для многих знакомых гор, таких как Сарпаха, Яны-Кыл, Трапан-Баир, Чувашкой, Ильяс-Кая, Каланых-Кая, Куш-Кая, хребет Кокия-Бель. Хорошо видно зеркало Чернореченского водохранилища. В день нашей прогулки оно было хорошо заполнено. Теперь нужно постараться не проскочить вход в пещеру, который находится чуть ниже по склону горы.
К прямому или дословному переводу топонимов я всегда относился очень осторожно. Авторы таких переводов чаще всего безымянны, ответственность за достоверность трактовки никто на себя не берет. Иногда древние языки путают, иногда звукоподражание не учитывают. Так же и с пещерой Сюндюрлю, название которой пытаются перевести как Угасающая или Угасшая. По легенде, не имеющей подтверждения или опровержения, в пещере после нашествия врагов укрылись не то генуэзцы, не то феодориты. Но турки их обнаружили и пытались захватить в плен. Нашедшие в пещере убежище люди отчаянно сопротивлялись. Тогда турки сложили у входа большой костер, и пленники пещеры погибли от удушья.
Может, так оно и было, кто знает… Но даже самый большой костер больше 2-3 дней гореть не мог, а дым в течение недели, конечно, выветрился бы. Едва ли тысячелетняя пещера обязана своим именем событию недельной продолжительности. Да и легенда, с точностью до года (1475 г.) указывающая дату событий, наводит на размышления о существовании каких-то письменных подтверждений произошедшего. Но их нет. Как нет на сегодняшний день и другого названия этой карстовой пещеры на вершине одноименной горы на востоке Байдарской долины. А вот обломки керамики, найденной в пещере, действительно подтверждают факт длительного пребывания здесь человека в период IX-VIII вв. до н.э. (эпохи бронзы и раннего железа).
О размерах и протяженности пещеры в тот период гадать не будем—второй зал обрушился в начале прошлого века, и завалы те разбирать никто не собирается. До наших современников пещера дошла со скромными параметрами: 175 метров длины и 35 метров глубины. Но вот что поражает воображение: водосток пещеры поменял свое направление на противоположное. Спелеологи четко определили, что река, проточившая пещеру, текла с севера на юг. Сегодня уклон—с юга на север.

 

Сюндюрлю-Коба. Спелеология воскресного дня

 

Даже по крымским меркам пещера невелика. Ведут в нее два входа и наклонный пол, покрытый колотым камнем. Копатели и по сей день находят в пещере кости. Есть мнение, что люди в этой пещере жили до Х века, а позже использовали её как загон для овец. Сами же пастухи грелись у северного входа. О культовом использовании пещеры можно только догадываться: было здесь языческое капище или же христианская часовня… Стены и своды пещеры в свете фонарей играют разными красками. Не стоит искать на них письмена или фигуры древних охотников. Окраску стенам придали растворенные в карстовой воде минералы. Причем окрашена не только поверхность свода, но и все стены на большую глубину. Но натечных образований вы здесь не найдете.
На дне пещеры есть два маленьких озерца, в которых собирается просачивающаяся с поверхности вода. Но конденсата в пещере нет, как и циркуляции воздуха с поверхности. Даже летом в нижней части пещеры температура не поднимается выше 8 градусов.
Существовало несколько версий происхождения этой пещеры. По первой предполагалось, что Сюндюрлю-Коба—разлом в толще известняков со смещением стен. Проверяли также версию пещеры-поноры с перетоком воды рек Баги и Узунджи. Думали и о её роли в системе сифонов в потоке воды с Ай-Петри в Байдарскую долину. Ученые зашли в тупик, определили возраст пещеры—миллион лет—и оставили её в покое…
От Ново-Бобровки придется пройти до пещеры около пяти километров и столько же—обратно. Но помните, что в горах расстояние измеряется ходовыми часами и зависит от вашего умения ориентироваться и выбирать кратчайший путь. Вернуться можно по руслу реки Баги, полюбовавшись небольшими ванночками и водопадами, искупавшись в студеной воде зимой или в прохладной—летом. Еще один красивый путь для возвращения в цивилизацию—спуск в долину Узунджи к детскому оздоровительному лагерю «Горный» с последующей прогулкой до села Родниковского в Байдарской долине.

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.
Фото автора.

 

Другие статьи этого номера