Главный строитель кораблей

Главный строитель кораблей

Именно так называли друзья и соратники Арона Бенционовича Айзина, полвека своей жизни посвятившего службе на Черноморском флоте и работе на севастопольских предприятиях. 15 сентября ему исполнилось бы 110 лет.

 

Народной памяти достоин

Рассказать о своем наставнике нас попросил один из старейших подписчиков «Славы Севастополя» Владимир Степанович Клименко. Получив диплом инженера-радиотехника, в 1968 году Владимир Клименко пришел работать на Севастопольский Морской завод им. С. Орджоникидзе в должности старшего строителя по спецтехнике на военных кораблях, находящихся в ремонте, модернизации и переоборудовании, где и познакомился с главным строителем надводных кораблей и кораблей специального назначения Ароном Бенционовичем Айзиным.
—Это был уникальный в своем роде человек,—вспоминает Владимир Клименко.—Очень энергичный, внешне напоминавший французского киноактера Луи де Фюнеса, Арон Айзин был очень правильным. Он оставил глубочайшийГлавный строитель кораблей след в душе тех работников «Севморзавода», кто был с ним лично знаком, и не только. Арона Айзина помнят контрагенты из Москвы, Казани, Свердловска и многих других городов бывшего Советского Союза. У него очень много заслуг, и память о нем должна жить!
Стоит отметить, что жизненный путь главного строителя кораблей складывался непросто.
Арон Бенционович Айзин родился в 1908 году в Житомире. В 1927-м поступил в Ленинградский институт труда, получил специальность токаря и четыре года работал на Кировском заводе. В 1932 г. Арон Айзин по партийной мобилизации был направлен в Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского, которое окончил с дипломом с отличием. В 1937-1944 годах служил на Черноморском флоте—на крейсерах «Червона Україна» и «Красный Кавказ». В годы войны был командиром дивизиона живучести и командиром БЧ-5 линкора «Севастополь» («Парижская коммуна»), участвовал в обороне Севастополя. Во всех боевых операциях корабля проявил себя смелым, инициативным и самоотверженным офицером, за что неоднократно удостаивался высоких правительственных наград. Был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа» и другими.
Из воспоминаний вице-адмирала П. Уварова: «…Благодаря идеальному порядку линкор выглядел гораздо моложе своего истинного возраста. В этом была немалая заслуга командира электромеханической боевой части инженер-капитана 3 ранга Арона Айзина… Прежде он блестяще зарекомендовал себя в должности командира дивизиона живучести и быстро вырос до командира боевой части. Арон Айзин—один из самых грамотных, инициативных и энергичных инженеров-механиков, с какими мне когда-либо приходилось встречаться. Служить с ним было легко и приятно. Уж он никогда не подведет, все заблаговременно продумает, предусмотрит и согласует. Подчиненные всегда работали спокойно, ритмично и были очень довольны своим командиром боевой части».
После того как на основании циркуляра ГШ ВМФ приказом начальника тыла ЧФ в Севастополе механическая и электроремонтная мастерские были объединены в Севастопольский судоремонтный завод Черноморского флота, первым начальником завода в ноябре 1945-го был назначен инженер-капитан 1 ранга А. Айзин. За восемь лет работы начальником завода он сумел превратить примитивные мастерские в настоящее судоремонтное предприятие, на котором ремонтировались большие корабли и подводные лодки Черноморского флота. Вступили в строй линкор «Севастополь», крейсеры «Ворошилов» и «Молотов», пять эсминцев, пять подводных лодок, гидрографические и спасательные суда. Заводской коллектив занимал первое место среди предприятий Севастополя и был занесен на городскую Доску почета.
В 1953 году Арон Айзин был переведен в одно из ленинградских ОКТБ, а после трагедии на линкоре «Новороссийск» и гибели на нем начальника технического управления КЧФ (В. Иванова.—Ред.) его назначили на эту должность в 1955 г. Инженер-капитан 1 ранга Арон Айзин оставался на этой должности вплоть до ухода в запас в 1961 году.
Но и после завершения службы Арон Айзин снова идет на трудный участок работы. Устраивается на Севастопольский Морской завод им. С. Орджоникидзе и становится главным строителем надводных кораблей и кораблей специального назначения. До 1987 года он возглавлял огромный отдел строителей по ремонту и переоборудованию надводных кораблей.
Кроме руководства группой строителей он выполнял обязанности ответственного сдатчика. Работы хватало: в 1969 году шло переоборудование крейсера «Орджоникидзе», в 1971 г.—«Жданова», в 1986 г.— «Михаила Кутузова». На последнем, кроме переоборудования, провели центровку главных паровых турбин и линии валопроводов, отремонтировали вспомогательные механизмы, электрооборудование и смонтировали кабель силовой сети.
Под руководством Айзина прошли ремонт и переоборудование крейсеры «Ворошилов», «Октябрьская революция», «Адмирал Ушаков», а также корабли разных типов: эсминцы, СКА, МПК, ВПК и специального назначения: СПС «Коммуна», МТ «Дон».
Айзин воспитал целую плеяду специалистов, которые стали старшими и ведущими строителями, это В. Феофанов, В. Клименко, И. Кривонос, В. Чесалин, А. Тоцкий, А. Лебедев, В. Спицин, A. Клюев, Ю. Слободянюк, И. Кленюшин, В. Путря, B. Косоруков, Т. Гинсбург, а также заместителями главного строителя: И. Сидоренко, А. Севастьянов, Н. Белоус. Главными строителями впоследствии стали В. Виноградов, М. Шибалкин и другие.
Ушел из жизни Арон Бенционович Айзин 13 марта 1993 года. Ветераны Севастопольского Морского завода помнят его как специалиста высокой культуры, доброго и заботливого руководителя, порядочного офицера.

 

Подготовила Елена ИВАНОВА.
На снимках: специалисты, под руководством А. Айзина проводившие переоборудование крейсера «Жданов» (1966 г.); А. Айзин.

 

 

 

 

 

Другие статьи этого номера