Разрешить нельзя заставить

Вопрос в лоб

С началом учебного года многие родители школьников сталкиваются с весьма непростым выбором: разрешить любимому чаду разок-другой пропустить занятия, когда он так слезно просит (жалуется на недомогание, усталость), или твердо придерживаться дисциплины, школьного расписания?

 

«ПУСТЬ МЕНЯ ОСУДЯТ…»

Поводом к размышлению послужил разговор двух мам, невольно подслушанный в общественном транспорте. Женщины возвращались со школьного родительского собрания и громко обсуждали его итоги. «Пусть меня осудят, но я не против, когда мои дети иногда прогуливают школу. Они хорошо учатся, и то, что порой пропускают занятия, им только на пользу,—говорила одна из дам.—Если я вижу, что мой ребенок заболевает, сразу начинаю лечение, не жду подъема температуры. Также оставлю дома, если вижу, что ребенок переутомлен. Я, например, не понимаю родителей, которые заставляют идти в школу недомогающих, сопливых, кашляющих детей. Напичкают их лекарствами и гонят в школу, где те и учиться толком не могут, и других заражают. Дети есть дети, их надо иногда баловать. Неизвестно, какая им еще судьба уготована… Пускай же у них останутся сладкие воспоминания о детстве, когда мама разрешала иногда прогуливать и поваляться на диване…»
«Мой сын тоже иногда просит: «Мама, я не хочу идти в школу! Мне надоело! Я устал! Можно не ходить?»—продолжила разговор вторая родительница.—Но, знаете ли, нечего потакать! Пропустит новую тему—потом догонять надо. Разреши один раз—он и второй захочет. Вот и получается: сегодня не пошли в школу, завтра—в «музыкалку», послезавтра—в театральный кружок, через неделю не захочет умываться… Школа—это не только уроки, но и социализация. Вырастет такой горе-ученик и что? Однажды на работу не захочет идти?..»
Женщины вышли на остановке и все еще продолжали горячо обсуждать тему. По-видимому, каждой казалось, что она права.

 

ПОД РОДИТЕЛЬСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

После болезни, как известно, в школу необходимо принести справку. Врач констатирует не только факт выздоровления, но и отсутствие контакта с инфекционными больными, при необходимости дает освобождение от уроков физкультуры. А как быть, если пропуск составил всего один день или несколько? Неужели по каждой мелочи звонить в регистратуру?
Общепринятого закона по этому поводу нет. Каждая школа устанавливает свои, внутренние правила. Где-то разрешают без медицинской справки не посещать занятия до 2-3 дней (ограничиваются письменной объяснительной родителей), а где-то уверены, что любой пропуск необходимо «закрыть» справкой. Как бы там ни было, вопрос попадает полностью под родительскую ответственность.
И вот на одной чаше весов оказались развитие ребенка, его интеллектуальный уровень, успешность, а на другой—здоровье. Как повести себя? Ведь современный ритм жизни не любит даже кратковременных остановок. Жизнь состязательна: пока кто-то ждет, когда же его организм окрепнет, обретет способность выдерживать длительные нагрузки, кто-то уже заметно вырвался вперед. Можно ли как-то минимизировать риск?

 

ШКОЛА—ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТРУДНО

Статистика утверждает, что за одиннадцатилетний период учебы состояние ребенка ухудшается в 4-5 раз, причем речь идет как о физиологических заболеваниях, так и о психологических. В числе популярных отклонений от нормы медики отмечают: 38% выпускников имеют нервно-психологические заболевания, 37%—сколиоз, нарушение осанки, 30% страдают близорукостью или имеют другие проблемы со зрением. Это и есть так называемые специфические школьные патологии. Сегодня лишь 10% детей относят к категории здоровых. По мнению специалистов, на здоровье ребенка в школе оказывает влияние множество других факторов. Это и чисто физические причины (освещение, проветривание, влажная уборка, горячее питание), и психологические (отношения с учителями и сверстниками, уровень нагрузки).
Среди негативных моментов отмечают снижение двигательной активности. Школьники ведут практически сидячий образ жизни: занятия—за партой, отдых—за компьютером. Трех уроков физкультуры в неделю явно недостаточно, а альтернативные формы проведения уроков (экскурсии, прогулки, игры) практикуются в редком учебном заведении.
Зачастую (если не всегда!) превышается и допустимая нагрузка: по нормам первоклассникам запрещается давать задание на дом, однако это обычная практика. Во многих школах (особенно «элитных» и претендующих на какую-либо специализацию) рабочая неделя старших детей достигает 50,5 часа—больше, чем стандартный 40-часовой график взрослого!
Добавить к этому можно постоянный стресс (возможность в любой момент получить плохую оценку, оказаться хуже остальных, необходимость впервые в жизни устанавливать социальные связи, найти и занять свое место в пусть небольшом, но все же сообществе; не всегда корректные к чувству собственного достоинства ребенка методики обучения)—и станет понятно, почему не каждый взрослый захотел бы пройти этот путь снова.
Психологи советуют родителям пытаться почувствовать положение ребенка-школьника и прежде всего научиться выстраивать с ним доверительные, честные отношения. Можно, например, примерно так обратиться к старшекласснику: «По закону ты обязан окончить школу, а я—это обеспечить. Но если ты устал или тебе что-то не нравится—скажи, мы как-то решим эту проблему». Если ребенок понимает, что правила существуют не ради правил, а за ними есть смысл, и ему можно не бороться с неизбежным в одиночку, а посоветоваться с родителями,—жить ему будет проще.

 

НА КАКИЕ НЕДУГИ ШКОЛЬНИКИ ЖАЛУЮТСЯ ЧАЩЕ И ПОЧЕМУ

Кружится и болит голова. Головокружение часто происходит, когда мозгу не хватает кислорода, если из-за сужения сосудов кровь доставляет его меньше, чем требуется. Головная боль может появиться у подростков в результате переутомления, недосыпа, стресса. А поводов достаточно: ребенок переволновался на экзамене, засиделся за компьютером, резко вскочил утром с постели, спал в душной комнате. В общем-то, подобные проявления неопасны. Но если они случаются с достаточной регулярностью—возможно, это сигнал о неполадках со здоровьем. Так проявляются вегетативно-сосудистая дистония, анемия, воспалительные процессы в среднем ухе. Необходимо пройти обследование. Помимо консультации педиатра требуется визит к неврологу, отоларингологу, а иногда и к окулисту.
Давление высокое и низкое. В 80% случаях проблемы с давлением—результат нарушений в работе вегетативной нервной системы, остальные 20% приходятся на заболевания почек, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, другие причины. Повышенное давление, как правило, не проявляет себя и обнаруживается случайно при диспансеризации или визите к врачу совсем по другому поводу. Так стоит ли волноваться, раз подростка это не беспокоит? Очень даже стоит! Даже разовый скачок давления может запустить механизм появления юношеской гипертонии, резко возрастает вероятность развития заболевания и во взрослом возрасте. Гипотонию, когда давление не дотягивает до необходимой нормы, заметить легче. Об этом свидетельствуют холодные ладони, стопы, слабость, дневная сонливость, головная боль. Подросток вялый, у него плохое настроение, ему трудно сосредоточиться на учебе.
Любое отклонение давления от нормы—повод для контроля. Регулярно измеряйте давление у подростка. Если в течение месяца его показатели резко меняются, требуется обследование. Лечением занимаются педиатр, невролог или кардиолог.
Обмороки—это кратковременная потеря сознания, вызванная временным нарушением кровотока в головном мозге вследствие спазма сосудов. Спровоцировать подобное состояние могут волнение, страх, недосып, усталость, стресс. Если обмороки повторяются, немедленно проконсультируйтесь у невролога, эндокринолога, пройдите назначенные ими обследования.
Сердце ноет, сердце колет. Скорее всего, это не кардиологическая проблема, поскольку ее обычно обнаруживают в более раннем возрасте. Длительная, тупая, ноющая боль в области сердца характерна для нейроциркуляторной дистонии. Покалывание, учащенное сердцебиение появляются из-за стресса, физических и учебных перегрузок. Ощущение боли в сердце возникает и при межреберной невралгии, когда зажаты нервные окончания. Часто это случается из-за переохлаждения. Нужно посетить педиатра, невролога и кардиолога. При необходимости сделать ЭКГ, УЗИ сердца, сдать кровь на анализ, иногда требуются другие исследования. При многих функциональных нарушениях достаточно нормализовать режим дня. В случае межреберной невралгии назначаются мази, физиотерапия.
Опять прихватило живот? Вследствие неправильного питания, любви к фаст-фуду и газировке, различных инфекций и других причин у старше-классников часто возникают заболевания желудочно-кишечного тракта. Но живот нередко прихватывает из-за так называемых психогенных болей. Особенно если подросток на пределе—постоянно конфликтует с окружающими, стремится к самоутверждению, переживает из-за собственной внешности, плохих оценок в школе, недосыпает, перегружен дополнительными занятиями. Тогда боли в животе или под ложечкой—результат внутреннего напряжения. Специалисты советуют пройти гастроэнтерологическое обследование, чтобы исключить заболевания желудка. При психогенных болях врач может назначить седативные фитопрепараты, но главное—необходимо обеспечить ребенку спокойную обстановку. Оптимизируйте учебные нагрузки, следите, чтобы он правильно питался и спал не менее восьми часов.

 

О. ЕВГЕНЬЕВА.

 

Другие статьи этого номера