Московский скульптор Виктор Королёв уже третью неделю упорно трудится на Графской пристани над зеркальным изваянием копий скульптур львов для Матросского бульвара. Дотошные любопытные ему уже так надоели, что он, не отвлекаясь, выпроваживает их со словами: «Идите, не мешайте работать…» Пытался, не отвлекаясь, известный скульптор выпроводить и меня, но я все же убедил его, что я не просто любопытный…
Каждый уважающий себя житель нашего города знает историю рождения Графской пристани в эпоху Лазарева, для которой ещё до начала строительства, в 1843 году, адмирал выписал из Генуи двух мраморных львов работы скульптора Фернандо Пелличио.
В связи с затянувшимся строительством Екатерининской (Графской) пристани из-за истории с колоннадой вначале эти львы были установлены у входа на Малый (Матросский) бульвар. Но после окончания строительства пристани львы заняли своё почётное место у парадных морских ворот Севастополя.
У входа на Малый бульвар также были установлены заказанные для него и доставленные из Генуи львы, но их после первой обороны Севастополя «утащили» в качестве военной добычи французы. А вот львы на Графской пристани, чудом пережившей две героические обороны города и ставшей одним из главных символов Севастополя, без устали по сей день «несут службу».
Понятно, что историческая и художественная ценность этих скульптур, за 175 лет переживших две героические обороны Севастополя, разрушительные Гражданскую и Великую Отечественную войны, столь велика, что они не принадлежат одному, двум, трём и даже десяти поколениям. Ну и Бог в помощь, пусть ещё сотни лет «охраняют» и украшают наш великолепный архитектурно-природный и исторически знаковый шедевр, известный во всём мире…
Но скульптор остудил мой восторг и заставил взглянуть на скульптуры львов его глазами и увидеть истинную картину их состояния. При внимательном рассмотрении скульптуры львов, которые к тому же используются туристами для фотосъемок и селфи как ездовые лошади, оказались покрытыми трещинами и изранеными. В таком состоянии и при таком к ним отношении, при нынешней загазованности воздуха они и до своего двухсотлетия стопроцентно не доживут. Спасти их можно, только проведя «консервацию» и поместив в музее,—уверен московский мастер.
В ужасном состоянии пребывают и расположенные в нишах Графской пристани две из четырёх сохранившихся, но искалеченных скульптур античных богов (также работы скульптора Пелличио). Это бесценные артефакты, относящиеся непосредственно к истории города-героя Севастополя, не сохранить которые для потомства—морально-нравственное преступление. Разумно, пока ещё есть из чего, изготовить со всех четырёх скульптур зеркальные копии в мраморе и произвести на Графской пристани смену уставшего «караула», а подлинники законсервировать и поместить в музее под стеклянным колпаком. Сохранения ради…
Очень хочется, чтобы наши потомки и через двести, и через тысячу лет могли прикоснуться к живым свидетелям судьбоносной для России как прошлой, так и нынешней истории.
Н. СТРЕЛЕНЯ, член Союза журналистов России.
Фото автора.