Балаклава. Время. Люди

Если хотите понять и поверить, почему нет ничего важнее и интереснее человеческой судьбы, устоявшей под натиском жизненных испытаний,—самое время взять в руки четвертый выпуск литературного альманаха «Балаклава. Время. Люди» творческого литературного объединения «Поэтическая гавань Сюмболон». Вы обязательно ободритесь, почувствуете прилив сил и испытаете желание двигаться дальше. Так воздействует слово, рожденное в результате небыстрых раздумий, по велению души и творческого дара, которым, несомненно, обладают как уже известные, так и начинающие авторы, чьи имена вошли в сборник. В издании представлены поэзия, проза, публицистика, есть литературные исследования, интересные очерки. Как подчеркивает в предисловии к альманаху Татьяна Воронина, председатель Балаклавского творческого литературного объединения, цель проекта—донести до потомков срез сегодняшнего дня и тех реалий, которые стали известны нашему поколению с прежних времен.

 

1.

Альманах открывается «поэтической Балаклава. Время. Людисрокой» Андрея Мальцева. Названия стихотворений «Балаклавская опунция», «Календская тропа», «На Фиоленте—январь»—это своего рода приглашение в увлекательное путешествие по живописным уголкам Крыма: вдоль узких ущелий к громадам скал под «ораторию ласточек утром». Но не только:Я стер обиды валом пенным,Зарыл их в гальку на закате…Это и приглашение отказаться хотя бы на мгновение от того материально обусловленного, прагматичного мира, что давлеет над нами:Сегодня трассы  скучный шелестДремоту шлет  шуршаньем шин,Над головой оставив прелесть Тех древних троп      среди вершин.Век двадцать первый       равнодушноРазвеял все следы подков…Поэтические образы крымской природы помогают автору выразить скрытые чувства: Если хочешь уйти        от печалей,Если мысли преследует горе,-Попроси, чтобы ялик  причалил У Аязьмы святой       в лукоморье,Распугав отдыхающих чаек.(Аязьма—название урочища между Балаклавой и мысом Айя.—Авт.).

 

2.

Под рубрикой «От мечты—к звездам» в сборнике размещена повесть члена Союза журналистов России Оксаны Непомнящих «Подними голову!» Интересная деталь: как сказано в предисловии «от автора», все, о чем повествуется в книге, не является вымыслом. Герой литературно-публицистического произведения—настоящий, реальный, современный герой. Первый в истории Севастополя космонавт, Герой России Антон Николаевич Шкаплеров. Он родился и вырос в Балаклаве, здесь по сей день живут его родные, школьные друзья. Читателю предоставляется возможность узнать подробности биографии космонавта: какими были детство, пути становления. Атмосферу тех лет передают черно-белые фотографии. Например, одна из них сделана сразу же после первого самостоятельного вылета курсанта севастопольского аэроклуба Антона Шкаплерова. Снимки, сделанные на Международной космической станции в ходе длительных экспедиций, являются своего рода логическим продолжением.
Сегодня подобные примеры как никогда необходимы нашим детям. Зачастую родители, вынужденные с утра до ночи заботиться о хлебе насущном, упускают из виду очень важные вещи. Между членами семьи рвется тонкая духовно связывающая нить. В наше время не редкость, когда дети испытывают острое одиночество в семье. В ком искать опору? Как найти свое место? Кем быть? Можно и отчаяться…
Так едва ли не вышло с персонажем повести «Подними голову!» Максимом Вороновым. Барьеры подросткового возраста он преодолел благодаря душевной, моральной поддержке конкретных людей, в том числе и на примере личности севастопольского космонавта. Члены семьи мальчика также справились с временными трудностями. Ведь жизнь никого не оставляет в покое: ни младых, ни старых—на то она и жизнь. Герой и обстоятельство. Человек и социум. Внутренний поиск и конфликт ценностей—вот незакрытые, вечные темы. Однако ответы на поставленные вопросы все же есть. И они—в названии.
«Подними голову!»—в начале повествования это еще не призыв, а так, движение тела. Голову подняли вверх люди, следящие за запуском космического корабля. Естественным образом голову подняли прохожие, услышавшие свежую новость. На балконе обычной пятиэтажки, подняв голову и всматриваясь в небо, стояла, потрясенная звонком с МКС первая учительница севастопольского «небожителя» И.М. Богданова—так хотелось ей разглядеть движущуюся по небу крохотную точку. Глядя на облака, подняв голову, размышляла о своих поступках мама Максима…
Значение названия повести по мере описания событий усиливается. И вот это уже не жест, а настоятельная рекомендация. Это не просто движение, а принятый вызов! «Подними голову!»—мы говорим, когда хотим ободрить человека. Сделать это в широком смысле означает преодолеть себя и начать движение к новым целям.

 

3.

В разделе «Листая страницы истории» Галина Перминова представила очерк «Куприн—мой отец». Работа посвящена малоизвестным страницам биографии дочери писателя, Ксении Александровне Куприной. Оказывается, она приезжала в наш город по приглашению В.А. Милодана в 1971 году. В городе провела два дня, переночевала в гостинице «Украина», выступила перед сотрудниками Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя, перед жителями Балаклавы на набережной… Воспоминания Ксении Куприной об отце трогательны и печальны. С десяти лет она жила с родителями в эмиграции. Оставалась во Франции, когда Куприн с супругой в 1937 году вернулся в Советский Союз. Всю жизнь Ксения Александровна посвятила созданию музея отца на его малой родине, в Наровчатове Пензенской области. Примечательно, что текстовой материал щедро сопровожден фотографиями из семейного альбома. Вторая часть повествования тоже посвящена семейным узам писателя (от первого брака у Куприна была дочь Лидия), рассказывает о посещении Крыма, Севастополя. Будучи на отдыхе в Балаклаве, Александр Иванович, не сдерживая порывов восторга, называл ее «драгоценной находкой».
«Воспоминанья о приятной даме» Любови Матвеевой переносят в суровую атмосферу минувшего века, когда в начале 20-30-х годов в Балаклаве открылся военизированный морской водолазный техникум. В Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) трудились удивительные, мужественные, отважные люди. Среди многих достойных имен—Елена Юрьевна Ченыкаева, будущая жена талантливого ученого, Героя Социалистического Труда, лауреата многих международных премий Е.М. Крепса. Судьба провела их через лихие испытания: войну, эвакуацию, партизанский отряд, подарила послевоенные плодотворные трудовые будни, научную деятельность в составе экипажа знаменитого экспедиционного судна «Витязь». Супружеская пара пользовалась большим авторитетом среди коллег и сумела пронести через всю жизнь трепетное отношение друг к другу.
Татьяна Воронина в очерке «Потомок, преклони колена» рассуждает об отношении к итогам Второй мировой войны. Сегодня в мире трактовка многих событий легко меняется в угоду политической конъюнктуре. Допустимо ли это? Категорически нет! Словно в напоминание (а кому и в укор!) автор приводит выдержки из фронтовых писем. Солдатские треугольники, в которых сохранилось все: нечеловеческая боль и не менее сильная любовь, неистребимая вера в победу и ненависть к врагу, опустошающему родную землю. Вот Воробьев Гриша. Ему всего-то двадцать лет: «Под Никополем я был ранен в спину и пролежал в госпитале 4 месяца. Рана была 20 см в длину и 7 см в ширину. Был на форсировании Сиваша—ворот Крыма… Тетя Валя, в общем, я уже пережил то, чего никогда не ожидал…» И в самом конце письма, после всех переданных на словах поцелуев, твердое: «Продолжаю воевать»…
«И все еще воюет,—пишет Татьяна Воронина.—И будет и век, и два, и пять веков воевать пропавший без вести гвардии рядовой красноармеец Воробьев…»
Яркий по силе образа, с пронизывающим чувством необъяснимой вины рассказ Натальи Медведь «Дед Гапей, былинный старец». Произведение затрагивает потаенные струны души, несмотря на краткость. «Анастасия» Наталии Головко делает близкой женщину, жительницу Балаклавы, прекрасную внутренне и внешне в любом календарном возрасте.
У всех героев непростая жизнь. Но, вопреки обстоятельствам, они наполнили ее любовью и глубоким смыслом.

 

4.

В рубрике «Творцы от Бога» очерки о талантливых мастерах. Само название раздела—это уже своего рода комплимент самой что ни на есть высокой пробы. Ирина Никитина в очерках «Легенда балаклавской керамики» и «Мастер керамики» рассказывает об народном мастере декоративного искусства А.М. Грабченкове и заслуженном художнике Украины М.С. Сихарулидзе.
Елена Москаленко в публикации «Спасибо вам за то, что вы есть!» с невероятной силой сопереживания делится опытом общения с необычным художником, удивительным человеком Лидией Андреевной Тихолаз. Ввиду тяжелого недуга Лидия Андреевна создает свои полотна, держа кисть… ногами. Но это лишь часть из череды фактов, что с трудом укладываются в голове обычного, рядового человека. Но более всего поражают мужество и деликатность, с которыми Лидия Тихолаз идет по жизни. Ее самобытность—самый яркий наряд.
Светлый, позитивный настрой Нины Синицыной в очерке «Веселых весел шумный плеск» создает столь же солнечный и в хорошем понимании легкий образ известной в городе творческой личности—художника Владимира Авдеева.

 

5.

В заключительной части сборника под рубрикой «Другие реальности» представлена мистическая история Людмилы Пивень «Призрак». Профессиональный литературный слог автора живо воссоздает картину происходящего, словно наблюдаешь ее своими глазами. Читатель без труда узнает характерные крымские пейзажи, в какие-то моменты почувствует мурашки, бегущие по спине, испытает симпатию к одному из героев и, быть может, после прочтения рассказа станет еще более суеверным, чем был. Вячеслав Беспалов в небольшом эссе «Венера, Луна и А.С. Пушкин» поделится версией, также не лишенной мистической сути, размышляя о том, что на самом деле сделало молодого талантливого поэта гениальным…

 

И. СТРОНСКАЯ.

Другие статьи этого номера