«Золотой витязь» вновь в благословенном граде

«Золотой витязь» вновь в благословенном граде

Москва—Севастополь—Калининградская область—Луганск—Москва.

10 октября в Севастополе в драматическом театре Черноморского флота РФ им. Б.А. Лавренева состоялась торжественная церемония открытия IX международного славянского форума изобразительных искусств «Золотой витязь», в рамках которого открыта выставка «Святая Русь» лауреата золотой медали имени Александра Иванова, заслуженного художника России Павла Рыженко.

 

В день открытия в Севастопольском центре культуры и искусства народный артист России Николай Бурляев и Севастопольский симфонический оркестр под руководством Владимира Кима представили зрителям музыкально-драматическую композицию «Рождение музыки к фильму «Лермонтов». Кроме того, в Севастополе, Балаклаве и Херсонесе 10 и 11 октября в рамках форума действуют сразу три выставки, которые будут проходить до конца ноября. Их также открыл президент форума, народный артист России Николай Бурляев.
11 октября в Государственном историко-археологическом музее «Херсонес Таврический» открыта выставка «Свет фресок Дионисия» фотографа Юрия Холдина. Состоялась демонстрация фильма «Дионисий—путь художника» лауреата Государственной премии РФ, режиссера Дмитрия Чернецова.
В этот же день в Балаклавском Дворце культуры открылась выставка греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона».
Отметим: IX международный славянский форум изобразительных искусств «Золотой витязь» проводится международным форумом «Золотой витязь» при участии и поддержке Министерства культуры РФ, МЧС России, администраций городов Севастополя, Светлогорска (Калининградская область), Министерства культуры ЛНР, Союза кинематографистов России.
В рамках форума пройдёт серия из десяти выставок в Севастополе, Москве, Московской и Калиниградской областях, Луганске.

 

О ВЫСТАВКАХ

Выставка картин «Святая Русь» лауреата золотой медали имени Александра Иванова, заслуженного художника России Павла Рыженко (1970-2014), Севастополь, драматический театр Черноморского флота РФ им. Б.А. Лавренева, площадь Ушакова, 1, 10 октября—11 ноября.
Луганск (октябрь-ноябрь).
Художник Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге. Светлый образ русской земли и ее многострадальная история стали источником вдохновения для одного из самых талантливых мастеров отечественной исторической живописи.
Годы учебы в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова (1982-1988) открыли перед юношей новый мир—мир залов Третьяковской галереи и улочек Замоскворечья, мир запахов масляной краски, благоговейной тишины и одновременно многообразие большого современного города.
Служба в армии лишь укрепила юношу в правильности выбранного пути—пути живописца. Поэтому первая половина 90-х прошла в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где учителем и наставником Павла стал народный художник, профессор И.С. Глазунов. Это были годы исканий, размышлений, осмысления истории своей страны и своего народа. К моменту написания дипломной работы «Калка» приходит осознание своего творческого предназначения—разбудить генетическую память своих современников, вселить в них гордость за свое Отечество.
За годы преподавания в Российской академии живописи, ваяния и зодчества (1997-2007), работы в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (2007-2014) Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства.
Размышления об историческом прошлом своей Родины приводят художника к поиску духовных основ, и в его творчество органично входит религиозная тема.
За свою столь неожиданно оборвавшуюся 16 июля 2014 года жизнь, в момент наиболее полного расцвета творческих сил, Павел Рыженко создал галерею образов эпического масштаба («Победа Пересвета», «Царево молчание» и др.). Всеобъемлющую панораму истории отражают диорамы «Крещение Руси», «Стояние на реке Угре», «Начало войны 22 июня 1941 года».
В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и развитие духовно-патриотической темы Павел Рыженко удостоен почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
Образная выразительность исторических полотен Павла Рыженко придает его творчеству особую важность в контексте современной истории России. Размышления на холсте об уроках прошлого и будущего нашего Отечества, следование традициям русской школы исторической живописи делают Павла достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства: В. Сурикова, И. Репина, В. Верещагина, В. Васнецова, М. Нестерова.
Павел Рыженко не только выдающийся исторический живописец, он также мастер диорамного искусства и считается одним из ярчайших представителей современной русской живописи классического русского реализма. Главная тема в его творчестве—духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события.
Размышления об историческом прошлом своей Родины приводит художника к поиску духовных основ.
В его творчество органично вошла религиозная тема. Главные герои на многофигурных полотнах—защитники: защитники-воины, защитники веры—богатырь Пересвет, князь Александр Невский, святые подвижники—Сергий Радонежский, Иоанн Богослов и другие.
К сожалению, жизнь художника оборвалась в момент полного расцвета творческих и жизненных сил. В 44 года у него случился инсульт.
Незадолго до смерти Павел Рыженко в одном из интервью сказал:
«Я предлагаю людям ещё раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа… с богатой историей и самосознанием».
Фотовыставка фонда «Фрески Руси» «Свет фресок Дионисия—миру» фотохудожника Юрия Холдина (уникальные фотографии фресок Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря в Вологодской области, ведущего русского иконописца конца XV—начала XVI в. Дионисия, продолжателя традиций Андрея Рублёва), Севастополь, Государственный историко-археологический музей «Херсонес Таврический», 10 октября—11 ноября.
Луганск (октябрь-ноябрь).
Выставки также пройдут с октября по декабрь в Севастополе и Светлогорске (Калининградская обл.).
Фотохудожник Юрий Холдин—единственный, кому удалось почти невозможное: он не только запечатлел на фотокамеру все фрески древнерусского иконописца Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, но и благодаря новаторским методам фотосъемки сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства.
Московский фотохудожник, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющимся сегодня в мире. Его работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре в Вологодской области, который внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В фотоработах сохранены в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в одном ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым.
Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески, которые мастер с сыновьями выполнил в августе-сентябре 1502 года.
О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина: «Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников: прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру.
Работая в условиях переменчивого света храма, он смог найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику путем отбора многотысячных вариантов цветопроб удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре…»
Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высоком качественном уровне. Поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…
Выставка греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона», Севастополь, ГБУК Севастополя «Балаклавский Дворец культуры», улица Калича, 21, 11 октября—11 ноября.
Фотохудожник Костас Асимис (Афон, Греция).
Родился в г. Ташкенте, куда его родители попали после гражданской войны в Греции в 1949 году. Затем семья переехала в Югославию, где Костас Асимис получил филологическое образование и всерьёз занялся фотографией.
Костас Асимис попал на Святую гору Афон в 1984 году и решил остаться там работать. Долгие годы фотохудожник по крупицам собирал артефакты афонской истории, в числе которых—уникальные дагерротипы, хранившиеся в старой фотолаборатории на Святом Афоне. Именно он занялся спасением и реставрацией бесценного старинного фотоархива в русском Свято-Пантелеймонове монастыре. Среди редчайших снимков — тот, на котором запечатлён лик Пресвятой Богородицы, чудесным образом явившийся в языках пламени во время раздачи хлеба убогим монахам у стен монастыря.
Фотографией на Святой земле Афона начали заниматься очень давно. Первое фотоателье появилось здесь в начале 70-х годов XIX столетия. По благословению старцев Свято-Пантелеймонова монастыря архимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима монахи-фотографы не только тщательно фиксировали все значительные события жизни обители, но и проводили жанровую съемку. Вскоре по примеру русских своими фотографиями обзавелись и некоторые греческие монастыри. Благодаря трудам афонских фотографов сегодня мы можем получить представление о сокровенной жизни Святой земли Афона и тех, кто жил на этой земле много лет назад. Большая заслуга в этом принадлежит и Костасу Асимису.
Святая гора является главной темой жизни и творчества фотографа вот уже на протяжении 30 лет. На выставке в академии представлено около 180 фотографий, на которых запечатлены святыни, моменты праздничных богослужений и будничных трудов святогорских монахов, природа, скиты, кельи, строения афонских монастырей. Центральную, наиболее значимую, часть экспозиции составляют мастерски выполненные портреты афонских старцев, монахов, послушников. Большинство фотографий выполнено в 1984-2016 гг. Всего в коллекции около 300 работ. Своеобразным введением в жизнь современного Афона стали исторические фотографии конца XIX—начала XX в., передающие атмосферу жизни Свято-Пантелеймонова монастыря времен последних десятилетий Российской империи.
В Москве и Московской области предусмотрено проведение мастер-классов педагогами Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки и мастер-классов—педагогами Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова для курсантов Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и Академии гражданской защиты МЧС России.
Мастер-классы пройдут в Москве и Московской области с октября по декабрь.
Также состоятся выставки: фотохудожника Сватикова «Грузия в нашем сердце» (Грузия) и «Преображение» Милены Велчевой (Болгария), октябрь-ноябрь, Центральный Дом кино в Москве; иконописи монастырей Жича (Сербия), ноябрь, Галерея народного художника России Дмитрия Белюкина (Москва, Комсомольская площадь, 2).

Другие статьи этого номера