«Когда я вернусь…»

«Когда  я вернусь...»

Город его детства— Екатеринослав (в советское время—Днепропетровск, сейчас—Днепр). 19 октября 1918 года в нем родился Александр Гинзбург.

 

Его отцом был экономист Арон Гинзбург, а матерью—Фейга Векслер, работавшая в консерватории. В 1920 году семья переехала в Севастополь, где прожила три года, а затем отправилась в Москву. Там Александр окончил среднюю школу. Первое свое стихотворение (под настоящей фамилией—Гинзбург) он назвал «Мир в рупоре», оно было опубликовано в газете «Пионерская правда» в 1932 году. Позже в этой газете появлялись и другие стихотворения юного Галича (это творческий псевдоним слияния первых букв фамилии и имени, а также окончания отчества:
Г(-инзбург)+АЛ(-ександр)+(Аркадьев-)ИЧ).
19 октября—день открытия Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин. В семье считалось, что подобное совпадение—это особый знак, поэтому по окончании девятого класса Галич поступил в Литературный институт. Вскоре он стал и студентом Оперно-драматической студии, из которой перешел в Театр-студию под руководством известных драматургов—А. Арбузова и В. Плучека. Сценическим и авторским дебютом Галича стал спектакль «Город на заре», премьера которого состоялась в 1940 году. Как драматург, он участвовал в создании этой пьесы, кроме того, Галичем были написаны песни для спектакля.
В начале войны Александр был призван в армию, но медики обнаружили у юноши врожденный порок сердца, и, таким образом, от службы он был освобожден. Далее Галич пошел на работу в геологоразведочную экспедицию и в ее составе отправился на юг страны. В Грозном ему удалось поработать в составе труппы местного театра, а далее он перешел в новообразованный силами бывших студийцев Арбузова небольшой театр в Ташкенте, где он познакомился со своей первой женой, актрисой Валентиной Архангельской. В 1942 году в Москве они поженились. Вскоре у пары родилась дочь, которую назвали Александрой (впоследствии она стала актрисой). Однако в 1945 году супруге Александра Галича предложили место в труппе Иркутского драмтеатра, и она уехала из Москвы, брак распался.
В 1947 году Галич заключил новый брак с Ангелиной Николаевной Шекрот, с которой прожил всю жизнь, однако имел еще один бурный внебрачный роман, от которого в 1967 году Софья Филькинштейн, работавшая на киностудии им. Горького художницей по костюмам, родила Галичу сына Григория. Впоследствии он стал российским религиозным и общественным деятелем, епископом Апостольской православной церкви…
Творческое наследие Галича велико: по его сценариям сняты такие художественные фильмы, как «Вас вызывает Таймыр» (1948), «Верные друзья» (1954) и «На семи ветрах» (1962). Стихи Александра Галича, исполненные как песни, наряду с творчеством Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого нашли своего слушателя. Это были произведения трагического, иногда трагикомического содержания, чаще всего они носили остросоциальную окраску. Правда, первые песни—такие как «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (1962)—можно считать политически безобидными. Но эти песни имели свой стиль. К тому же в них наметился перелом: переход от творческого пути обычного, вполне благополучного советского литератора к творчеству остросоциального поэта. Этому перелому способствовал факт запрета показа его пьесы «Матросская тишина», написанной для театра «Современник». Позднее этот эпизод своей биографии Александр Аркадьевич Галич описал в повести «Генеральная репетиция». В свое время песни этого поэта были настолько популярны, что их слова знали наизусть. Знаменитым стало, например, стихотворение-песня Галича «Старательский вальсок» с рефреном «промолчи—попадешь в богачи! Промолчи, промолчи, промолчи!..» Или пронзительная «Когда я вернусь»—это песня-тоска по Родине:
Когда я вернусь, засвистят
в феврале соловьи—
Тот старый мотив—
тот давнишний,
забытый, запетый.
И я упаду, побежденный
своею победой,
И ткнусь головою, как
в пристань, в колени твои!
Когда я вернусь,
а когда я вернусь?!..
Не менее известны и памятны его слушателям и другие песни: «Памяти Бориса Пастернака», «Спрашивайте, мальчики!», «Уезжаете?! Уезжайте—за таможни и облака…», «Мы не хуже Горация», «Поезд» и многие другие. В 1974 году Галича вынудили постановлением Главлита, по прямому указанию «свыше», эмигрировать, так как все его ранее изданные произведения оказались под прямым запретом. Первое свое пристанище за рубежом он нашел в Норвегии, затем переехал в Мюнхен. Последние свои годы Александр Галич прожил в Париже.

 

Е. ЮШКИНА, ведущий библиотекарь библиотеки-филиала № 1 ЦБС для взрослых.

Другие статьи этого номера