Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

«Веселые гномы и Бука»: вторая жизнь любимого спектакля

В Севастопольском театре юного зрителя вновь появился Бука! Полюбившуюся многим юным театралам сказку-игру по пьесе Михаила Супонина о веселых гномах в постановке режиссера Ольги Ясинской публика увидела обновленной и с повеселевшим названием. Вторая жизнь...

В Севастопольском театре юного зрителя вновь появился Бука! Полюбившуюся многим юным театралам сказку-игру по пьесе Михаила Супонина о веселых гномах в постановке режиссера Ольги Ясинской публика увидела обновленной и с повеселевшим названием. Вторая жизнь Буки и веселых гномов началась многообещающе: полные залы, зрительский восторг. Пусть так будет и дальше. А мы пока вспомним о первой жизни спектакля. Она того достойна.

 

Очень часто говорят, что театр—живое искусство. Нередко так оно и есть. В живых театрах рождаются живые спектакли. По аналогии с миром людей, у этих спектаклей бывают очень разные судьбы и жизни: короткая и счастливая, короткая и несчастливая, долгая и несчастливая и, наконец, долгая и счастливая, как у «Буки». А еще в театре (на театре!) есть особенная театральная магия. Благодаря ей некоторые спектакли получают вторую жизнь, как «Бука».
Обязательно надо сказать, что даже театральной магии было бы непросто без поддержки проекта партии «Единая Россия» «Культура малой родины» («Театры—детям»). Именно в рамках этого проекта театр получил возможность показать спектакль «Веселые гномы и Бука» в современных красочных декорациях и создать для персонажей новые яркие костюмы.
О первой жизни «Буки» вспоминали режиссер спектакля Ольга Ясинская, художник спектакля Татьяна Карасева и артисты Александр Безродный, Елизавета Бессокирная, Данил Высоцкий, Анастасия Овчинникова и Екатерина Скрибцова. (В возрожденном спектакле также заняты артисты Екатерина Александрина, Мария Безродная и Елена Воронцова).
«Бука» появился на свет в феврале 2001 года. Это было самое сложное время в жизни Севастопольского ТЮЗа (тогда—ТБМ, мы будем использовать и это хорошо знакомое севастопольским театралам имя). Большинство труппы уехало вслед за создателем театра и бессменным его лидером Виктором Оршанским в г. Старый Оскол, еще несколько замечательных артистов отправились искать трудное актерское счастье в другие коллективы. ТБМ решал гамлетовский вопрос «быть или не быть?» Оставшимися силами восстановили несколько спектаклей прошлых лет, но поклонники театра хотели видеть и новое. Этим новым и стала сказка-игра «Бука». Букина гирька встала на чашу весов «быть» и перевесила многие тревоги и сомнения.
Режиссер Ольга Ясинская прочитала десятки пьес в поисках веселой, простой и динамичной истории с понятным для самых маленьких зрителей смыслом, нашла «Буку» Михаила Супонина, написанную для театра кукол, адаптировала пьесу для драматического театра и перенесла действие в «шкатулку с рукоделием, что стоит в маминой комнате». Рукоделие для многих мам и бабушек—это вязание, а вязание—это клубки ниток. Так родилась «клубочная» идея оформления спектакля. Реализовывала идею Татьяна Карасева—ныне главный художник Севастопольского театра юного зрителя, а в 2001 году—главный художник Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского. «Бука»—самая первая работа Татьяны Борисовны на сцене Севастопольского ТЮЗа.
Понятие «постановочные расходы» было для ТБМ тех лет некой абстракцией, но ТБМ привык ко многому. Поэтическая расшифровка «Театр Большого Мужества», данная аббревиатуре ТБМ севастопольскими журналистами,—чистая правда. В отличие от денег, мужества всегда хватало, азарта и желания тоже, и в конце января 2001 г. под руководством Людмилы Евгеньевны Оршанской, художественного руководителя театра, все закрутилось, завертелось, зарепетировалось! Клубки для декорации и реквизита мотали всем коллективом, включая администраторов, уборщиц и вахтеров. Из подручных материалов смастерили «шкатулку»—дом веселых гномов, а остов «вязаной шапочки», в которой должен был прятаться Бука, из микрофонной стойки и зонтика изобретал Алексей Майко (тогда—звукооператор ТБМ, ныне—художник по свету Севастопольского ТЮЗа, и тогда и ныне—лидер рок-группы ШАМ). Оригинальную музыку к спектаклю писала завмуз театра Ирина Кузнецова. Костюмы собирали из вещей, принесенных актерами и другими сотрудниками, и еще какие-то мелочи купили в секонд-хэнде.
Дни напролет на сцене вживались в образы гномов Инна Люлевич и Любава Максимова (гном Бука и гном Девочка, по очереди), Елизавета Бессокирная и Анастасия Овчинникова (гном Белочка и гном Мальчик, по очереди), Наталья Клочкова (гном Поиграй), Александр Безродный (гном Медведь) и Максим Старков (гном Волк). Репетировали «Буку» всего три (!) недели. Это очень короткий срок.
Всю последнюю неделю перед премьерой на старой скамейке у театра терпеливо мерз студент Юра, который приехал на каникулы в родной город, чтобы гулять по его улицам с возлюбленной Лизой. А у возлюбленной—«Бука». Для прогулок у молодых оставались только поздние февральские вечера. В 2018 году Юрий Михайлович Нидильский, человек с золотыми руками, заведующий постановочной частью Севастопольского ТЮЗа, поздними вечерами творит декорации для возрожденного «Буки», а в это время его жена, ведущая актриса театра Елизавета Бессокирная, после репетиций «Буки» следит за тем, чтобы вовремя легли спать их сын и дочь. Такова сила любви и театра.
Утром в день премьеры, 18 февраля 2001 года, Настя Овчинникова, волнуясь, зашла в пустой и тихий зал, поднялась на сцену, и вдруг открылась «шкатулка», а из нее вывалились веселые гномы и Бука и запели Happy Birthday to You. Дата премьеры совпала с Настиным (и Алексея Майко) днём рождения. Настя порадовалась и снова стала волноваться: первая большая роль в театре и… считалочка. В спектакле есть такой эпизод: гном Белочка знакомится со зрителями. Зрители хором называют каждый свое имя, а Белочка удивляет зал тем, что всех запомнила и произносит считалку-скороговорку, состоящую из шестидесяти четырех имен мальчиков и девочек. Обеим Белочкам, и Насте, и Лизе, долго казалось, что выучить эту считалку невозможно, об этом они честно говорили режиссеру, но Ольга Ясинская была непреклонна.
И вот за полчаса до премьеры в гримерку к Насте зашла Людмила Евгеньевна Оршанская, поздравила, успокоила, пожелала удачи и заставила выпалить именную считалку трижды подряд. И получилось! Все получилось! Премьера прошла при аншлаге, а считалочка отскочила от зубов, впечатлив всех в зале. 113 раз сыграли «Буку». 112 раз Белочки без запинки читали считалочку: однажды холодной зимой, когда в театре на Гагарина, 16, еще были проблемы с отоплением, Белочка-Настя увидела, что в зале всего-то два десятка зрителей, и сымпровизировала: не стала читать, а просто спустилась в зал и с каждым зрителем познакомилась и поздоровалась за руку—к полному удовольствию собравшихся.
Если вспомнить аналогию с миром людей, то актерская импровизация—лекарство, которое продлевает жизнь спектаклю, но только под наблюдением врача, то есть режиссера. В «Буке» с удовольствием импровизировали все. Спектакль и задумывался режиссером так, чтобы импровизировать хотелось и было можно, это же игра, причем командная. Командой «Бука» силен. В спектакле не было (и в возрожденном нет) маленьких ролей: все большие, все главные, а все актеры знали роли друг друга. Это помогало, когда кто-то заболевал и заменить было некем, а такое случалось. Тогда жизнерадостная песня «Мы—семь веселых гномов» приобретала отчасти героически-мушкетерское звучание. Несколько раз приходилось петь «Мы—шесть веселых гномов», а пару раз и «Мы—пять веселых гномов». Актеры разбирали реплики выбывших товарищей, меняли мизансцены, работали за себя и за тех, кто лежал с температурой.
О вовлеченности маленьких зрителей в действо красноречиво свидетельствует забавная история, которую рассказал бессменный гном Медведь Александр Безродный. Александр дышал свежим воздухом после спектакля и невольно подслушал разговор бабушки и внука. «Кто тебе больше всего понравился из персонажей?»—спросила бабушка. Внук чуть подумал и ответил: «Я». «Ты не понял. Персонажи—это герои спектакля, которых играют актеры»,—пояснила бабушка. Ребенок опять подумал и повторил: «Я».—«И кем же ты был в спектакле?» «Пчелкой!»—гордо сказал внук. (В спектакле есть игра, где все зрители становятся пчелками и не дают Медведю забрать их мед. И вот этот маленький зритель остался собой в роли Пчелки доволен. И хорошо!).
«Бука» объездил все окрестности Севастополя. Однажды (но только однажды!) в сельском клубе выяснилось, что забыли «монашку»—черную ткань, выполнявшую важную функцию задней стены дома гномов. Без нее—никак. Пошептавшись, нашли остроумное решение… Когда веселые гномы подняли переднюю стену своего домика-шкатулки, звукорежиссер Алексей Майко не сразу понял, что служит задней стеной. А, присмотревшись, подпрыгнул за пультом: «Это же мой плащ!!!» Действительно, к каркасу домика умелыми руками с помощью степлера был аккуратно прибит длинный черный кожаный плащ Алексея. К большому счастью, Алексей Майко—человек добрый и отходчивый, и после спектакля он почти ничего не сказал. Плащ так же аккуратно сняли, и Алексей носил его еще достаточно долго.
«Бука» жил в репертуаре Севастопольского ТЮЗа шестнадцать лет, изменялся и рос. Уходили артисты, вводились на их роли другие, привнося что-то новое. В разные годы роль гнома Волка исполняли Илья Спинов, Александр Шамрицкий, а с 2011 года—Данил Высоцкий. Заглавную роль, Буку, уже больше десяти лет играет Екатерина Скрибцова. По ее словам, это была сложная работа, новая грань профессии, «роль на сопротивление», потому что не так-то просто было отыскать в себе черты вредного поначалу гнома, но актриса с этим вызовом справилась блестяще.
Увы, с каждым годом собранные с миру по нитке декорации и костюмы ветшали и в конце концов почти распались на те же нитки. Денег на новые декорации и костюмы привычно не было. Несколько раз постановочная группа и актеры хотели закрыть спектакль, но администраторы умоляли сыграть еще и еще раз—публика требовала. Играли… И все-таки «Буку» списали… Но потребность в интерактивной сказке, где ребенок может, смотря и играя, понять, как действовать в ситуации, с которой он чуть ли не каждый день может столкнуться, общаясь со сверстниками, осталась. «Буку» ждали, спрашивали. И вот благодаря большому желанию и старанию Севастопольского ТЮЗа и федеральному проекту «Театры—детям» «Бука» вернулся! А с ним и веселые гномы, конечно!
Следующий показ спектакля «Веселые гномы и Бука» состоится 20 октября. Следите за афишей и приходите! Мы ждем вас!

 

Д. АЛТУХОВ, руководитель литературно-драматургической части Севастопольского
театра юного зрителя.
Фото Ю. Высоцкой.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ