Деньги вернутся

Изменено законодательство  об исполнительном производстве  в части взыскания алиментов

В этом поможет новый закон, который обязаны соблюдать все финансовые организации.

Банки усилили борьбу с мошенниками благодаря новому закону, уже вступившему в силу. Смысл закона—защита денег клиентов банка от кибермошенников. Ведь только в 2017 году в результате порядка 300 тысяч несанкционированных операций со счетов граждан было похищено около одного миллиарда рублей. Чуть более миллиарда похищено в 2016 году и 1,15 млрд рублей—в 2015-м.

 

Теперь банки обязаны приостанавливать операции по переводу денежных средств, если вдруг он вызовет подозрение. Огромный плюс закона в том, что если раньше потерпевшие клиенты могли длительное время ждать возвращения похищаемых у них денег и только через суд, то сейчас эта процедура значительно упростилась.
—Антифрод-системы промониторят платежное поведение клиентов для того, чтобы в этом поведении выявлять нестандартные ситуации, которые могут говорить о том, что на деньги клиентов покушаются,—прокомментировал «Славе Севастополя» сотрудник крупного банка Артем Сычев.—Например, если со счета юрлица идет массовое перечисление на счет физлица, да еще и в другом регионе, якобы для выплаты зарплат. Это как раз и может быть сигналом о том, что у юрлица, возможно, крадут деньги. Если человек постоянно платил в соседнем супермаркете и вдруг в тот же самый день платеж оказывается не в супермаркете, а где-нибудь в Таиланде. Конечно это может вызвать подозрение. Имеет смысл задать вопрос клиенту, совершал он данный платеж или нет.
Эксперты советуют: перед выездом за границу предупредите свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки за пределами страны. Можно также предупредить банк перед оплатой по карте крупной покупки. По закону банк обязан незамедлительно связаться с клиентом, если посчитает его транзакцию подозрительной, чтобы подтвердить легитимность этой операции. Никаких длительных процедур разблокировок и проверок не будет. Способ связи прописывается в договоре.
В законе есть важная новация: законодательное утверждение внесудебной процедуры возврата денег владельцу. Эта мера позволит быстро вернуть значимый процент средств. Сейчас возврат и разблокировка счетов происходят через суд, порой это занимает месяцы или даже годы.
—До появления закона были нередки случаи, когда банки—получатели денежных средств останавливали перечисление денег на счета клиентов в подозрительных случаях, но даже остановив операцию, они не имели законных оснований для возврата денег владельцу,—говорит Артем Сычев.—Для этого приходилось использовать длинную цепочку судебных решений. Клиент мог ждать возврата денежных средств годами. А с учетом того, что чаще всего это касалось субъектов малого и среднего предпринимательства, то ожидание денег было для бизнеса «смерти подобно».
Есть две стороны процесса: банк-отправитель и банк-получатель. И если в одном из них работа по противодействию мошенничеству ведется, а в другом—нет, нельзя говорить, что система работает надежно. Основная новация закона заключается в обязанностях всех финансовых организаций заниматься работой по противодействию мошенничеству. Кстати, новый правовой механизм защиты от несанкционированного снятия денег со счетов неформально уже называют законом об антифроде (от англ. anti-fraud—«борьба с мошенничеством»).
Какие бывают виды мошенничества, представляющие угрозу физическим лицам? Например, когда на номер абонента приходит sms о том, что его карта заблокирована. В сообщении предлагается связаться с «сотрудником» банка, который объяснит дальнейшие действия. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо предлагают адресату предпринять некоторые действия с использованием банкомата, следствием чего станет списание денег со счета.
Что делать? Не сообщать никому PIN-код карты, CVC (последние три цифры на ее оборотной стороне). Даже сотрудники банка не имеют права спрашивать PIN-код. Не рекомендуется записывать код на бумаге и хранить рядом с картой.
Часто деньги воруются при двойной транзакции. Допустим, совершая оплату в магазине, покупатель передает карту продавцу или официанту. Карта проводится через считывающее устройство, покупатель вводит PIN-код, и сотрудник сообщает об ошибке. Затем действия повторяются еще раз, а спустя какое-то время владелец карты обнаруживает: деньги за покупку списаны дважды. Стоит учитывать, что двойная транзакция действительно может оказаться не мошенничеством, а сбоем в работе платежного терминала. Подобные ситуации возникают нередко, и от них практически никто не застрахован.
Что делать? Тут все предельно просто. Нужно всего лишь подключить опцию sms-оповещений по операциям своей карты. Если первая транзакция будет совершена успешно, владелец карты тут же получит соответствующее sms и сможет продемонстрировать его сотруднику, настаивающему на повторной транзакции, в качестве подтверждения уже произведенной оплаты.

 

Анна БРЫГИНА.

Другие статьи этого номера