Пассажир—водитель. Пока «заклятые» друзья

Пассажир—водитель. Пока «заклятые» друзья

Модернизация и развитие пассажирского транспорта Севастополя являются одними из приоритетных задач на ближайшую перспективу. Обновление подвижного состава, оптимизация маршрутной сети, внедрение высоких цифровых технологий в рамках программы «Умный город», расширение возможностей социальной направленности общественного транспорта… Об этих и других планах городских властей на ближайшую перспективу рассказал севастопольский губернатор Дмитрий Овсянников в ходе состоявшейся в ТАСС пресс-конференции. Со дня ее проведения прошло не так много времени, а мы все уже стали кто свидетелями, а кто непосредственными участниками внедряемых новшеств. Прежде всего речь идет о переходе (пока что 75% перевозчиков) на оплату по регулируемому тарифу и, конечно же, о перевозке льготных категорий граждан. Что сказать, идея хорошая. Ее с великим энтузиазмом восприняли те наши земляки, которые ранее могли лишь с грустью наблюдать с остановок за молниеносно снующими автобусами и «топиками» частных перевозчиков, недоступных им по цене, в ожидании своего «социального» троллейбуса. Наши льготники, обнадеженные приятными новостями, стали смело и уверенно взбираться по ступенькам подвижного состава «для всех бесплатного». И…
И… нарываться на грубость, самодурство и отказы водителей транспортных средств, находящих массу аргументов, чтобы отказать в бесплатной перевозке будь то инвалида или пенсионера, коих в нашем городе предостаточно.
Понятно, что всякое нововведение поначалу дает сбои. Как и любая другая неотлаженная система. Севастопольское ноу-хау в сфере модернизации пассажирских перевозок исключением не стало. Первые дни «по-новому» высветили все узкие места и недочеты. И пока задуманное как великое благо дело скорее напоминает «большой хаос». Примерами пестрят и интернетовские сети, и новостные сюжеты масс-медиа… Не обделена ими и читательская почта «Славы». Ими мы и собираемся поделиться в нашей традиционной пятничной откровенной рубрике.

 

До 5-го на «автопилоте»

«Здравствуйте, уважаемая редакция. Я привыкла жизнь воспринимать такой, какая есть, с ее приятными радужными и неприятными черными цветами. Так мне легче. И до субботнего утра, 13 октября, моё «философское» отношение к окружающей действительности позволяло сохранять душевное равновесие. А вот в этот день…
Мне нужно было поехать на городское кладбище 5-го км, чтобы уладить дела с установкой памятника на могилу ушедшего из жизни близкого человека. Троллейбусы, а я привыкла передвигаться в них, туда не ходят. Поэтому и села в маршрутный «Богдан» № 14. Подумала, что проблем не будет, ведь теперь проезд для пенсионеров в них бесплатный. К тому же я сделала и даже заламинировала копию паспорта гражданина РФ с севастопольской пропиской и всегда имею при себе оригинал пенсионного удостоверения (27-й регион), выданного в украинские времена Севастополя.
Еду себе в автобусе спокойно, в окошко смотрю. Первая «ласточка» прилетела на остановке 5-го км «Вещевой рынок». Выходившая из салона пенсионерка предъявила водителю пенсионное и копию паспорта. Водитель начал возмущаться, что копия паспорта «не катит», нужен оригинал, поскольку так решило местное правительство. Пассажиры в салоне стали «огрызаться», мол, таскать за собой основной документ, удостоверяющий личность, на рынок и на кладбище крайне неудобно. И подавляющее число «стариков»-пассажиров достало из карманов и сумочек копии паспортов. Лучше бы они этого не делали! Уже отъехавший от остановки водитель втянулся в жаркую дискуссию с таким агрессивным напором и рвением, что временами, видимо, даже забывал о том, что он находится за рулём, поворачиваясь спиной к дороге и лицом—в салон.
Формально он, конечно, был прав: правила перевозки льготников не он устанавливал, но по форме… По форме это была дикость. Расстроенная, я заплатила за проезд, не считая нужным продолжать общение в таком тоне. И не денег мне было жаль, поверьте! Бог с ними, с 18 рублями. Я была ошарашена тем, как нас, пассажиров, пусть и не столь молодых и привлекательных, ненавидит водитель общественного транспорта. В один момент мне даже показалось, что если бы у него в кабине был «автопилот», он воспользовался бы им, не задумываясь, и ринулся бы на нас врукопашную.
Я пишу это не для того, чтобы его наказали или осудили. Я хочу, чтобы устанавливаемые в нашем городе «правила игры» были понятными и четко прописанными. И были обязательными для исполнения всеми сторонами. А для начала было бы неплохо разместить в салонах автобусов информационные таблички единого образца с перечнем требований, предъявляемых к пассажирам, и со ссылкой на нормативные акты, на основании которых они разработаны. Что может быть проще? На мой взгляд, это остро необходимо, пока система перевозок не будет отработана до автоматизма, пока всё не «устаканится».
С уважением
Е.К. Горкина, жительница Ленинского района».

 

Благодарим нашу уважаемую читательницу за ее письмо. Действительно, сегодня в городском пассажирском транспорте перегибов в связи с нововведениями предостаточно. И опять во главу угла поставлен всё тот же хорошо нам знакомый человеческий фактор. Кто-то из водителей может сдержать недовольство и раздражение, вызванные увеличением нагрузки (что есть, то есть, с этим никто спорить не собирается). Кто-то, не выдержав, уходит, ссылаясь на потерю заработка (и это тоже факт: доходы перевозчиков наличностью, разумеется, заметно упали).
А кто-то, оставшись, возомнив себя вершителем судеб, срывает «гнев праведный» на пассажирах. Хотя они, как правило, дисциплинированные и корректные, ни в чем не виноваты…

 

Следующий наш собеседник, Юрий Викторович Абрамов, не только критикует, но и предлагает.

«Так и до свидетельства о рождении дело дойдет…»

«Уважаемая редакция!
Я—ветеран боевых действий (федеральная льгота действует по всей Российской Федерации) и ветеран труда (региональная льгота действует на территории Севастополя). При проезде в троллейбусе кондукторы требуют паспорт, хотя в удостоверении имеется запись: «Действует на всей территории РФ».
При предъявлении удостоверения ветерана труда, в котором указано, что оно выдано в Севастополе, больше вообще ничего не требуется. Иногородним оно не выдается. Сейчас в автобусах требуют дополнительно к удостоверениям паспорт, причем копия паспорта шоферов не удовлетворяет. Где логика?
Недолго дойти и до свидетельства о рождении. Необходимо разъяснить разницу льгот и ограничиться одним удостоверением.
С уважением
Юрий Викторович Абрамов».

 

Коротко, ясно, четко, по сути. Поддерживаем предложение уважаемого Юрия Викторовича всецело. Если вовремя «границы не установить», то при богатой фантазии водителей и кондукторов мы вскоре, как грустно пошутила одна из наших коллег, при входе в салон начнем предъявлять еще «и ключи от квартиры, и шкатулку с драгоценностями». Если они, конечно, у нас есть…

 

Мнение еще одного нашего сегодняшнего респондента несколько отличается от подавляющего большинства, но это не повод лишить его слова.

Городские пахари

«Насколько тяжел, ответствен и опасен труд водителя, мы хорошо знаем по песне о фронтовом шофёре, по документальным фильмам о «дороге жизни». А вот и слова из песни мирного периода:
Пусть пропахли руки
дождём и бензином,
Пусть посеребрила виски
седина—
Радостно встречать тебя
с маленьким сыном
Выйдет к перекрёстку
любовь и жена…
Но отдаём ли мы себе отчёт в особенностях работы водителя в повседневной жизни?
Часто можно слышать нарекания в адрес водителя, особенно со стороны женщин-пенсионерок: «Мог бы подъехать и раньше, а не ждать время по графику», «Мог бы и не покурить…» и т.п. высказывания. Теперь о культуре. Водители—из того же народа, который они перевозят. И той же культуры—это как минимум. Некоторые пассажиры портят интерьер салона, мусорят, необоснованно пререкаются, требуют того, что не положено. Водители, особенно частники, работают в чрезвычайно нервной обстановке, иногда без перерыва (в стремлении заработать на содержание семьи) с раннего утра до позднего вечера. Водитель—это чей-то муж, сын, отец и даже дедушка. Часто единственный кормилец семьи. Представьте себе: при нашей культуре целый день один против всех.
Водителю-собственнику, мелкому предпринимателю, формирующему так называемый средний класс, который так нужен стране и которого так не хватает, не уделяется должного внимания со стороны властей города. А ведь это самый заинтересованный, самый ответственный работник на транспорте. У него в городе в последнее время появился неожиданный странный конкурент из ГУП «Севэлектроавтотранс». Это автобусы вместимостью до 150 пассажиров, курсирующие с 10-15 пассажирами по маршруту один за другим, монополизирующие пассажироперевозки, не дающие дохода городской казне и оставляющие частного перевозчика без заработка. По сути, ни тебе, ни мне.
И всё ради пиара, в угоду необоснованным капризам некоторых эгоистически настроенных пассажиров. Односторонний подход к такому ответственному вопросу, как транспортная инфраструктура,—не решение проблемы. Здесь должен быть паритет, основанный на государственной экономической программе, когда защищаются интересы как пассажиров, так и перевозчиков.
Перевозчик-частник, повторяю,—наиболее надёжный «пахарь», он лично заинтересован в четкой работе. А это—основа основ в экономике, которую наше государство стремится развивать. Так давайте же идти в ногу!
Это мое обращение к властям города через газету: дайте возможность перевозчику обеспечить свою семью!
А. Александрович, пенсионер с 56-летним стажем в Севастополе».

 

Сложно оспаривать очевидное. Действительно, труд водителя тяжелый, напряженный, опасный. Но позволим себе заметить, что никакие деньги, никакие благие намерения, связанные с необходимостью «кормить семью», не должны заставлять работника проводить за баранкой больше определенного законодательством времени. Не надо «пахать на износ», потому как подобный рабский труд зачастую приводит к весьма и весьма трагическим последствиям, чему мы все чуть ли не ежедневно становимся свидетелями.
А в остальном—всё правильно. Цивилизованные подход и отношения предполагают защиту прав и интересов и перевозчика, и пассажира. Так что нам есть к чему стремиться. А пока, пока имеем то, что имеем.
Например, водителей автобусов, совершенно не знающих не только город в целом, но порой даже тот маршрут, который они обслуживают. К слову, этим грешат и кондукторы в салонах троллейбусов (любимая и наиболее часто используемая отговорка: «Это не мой маршрут. Я здесь на подмене!»). Правда, троллейбусникам несколько проще в этом плане—их выручает записанная и звучащая в салоне аудиоинформация.
Встречаются и такие «патриотичные» шоферы, что не гнушаются, выйдя из кабины, устроить перекур на пл. Лазарева, а затем, бросив окурок прямо на проезжую часть, отправиться в путь-дорогу.
Еще одна, правда, не очень распространенная, но все же встречающаяся «фишка»—обман при выдаче сдачи за проезд. Советуем проверять деньги, как говорится, не отходя от кассы, вернее, от кабины водителя. Может, два или пять недоданных рублей—сумма небольшая, но за день «накапать» может вполне прилично.
К этому же разряду можно отнести и недоброжелательное, а иногда и просто откровенно хамское общение водителя с пассажирами. Кто из нас не был тому свидетелем? Порой «подливают масла в огонь» и кондукторы в салонах троллейбусов. Один эпизодик в тему, так сказать: 4 октября с.г. Время—19.59 (что четко отмечено в билете). Маршрут № 9. В салон входит уставшая после работы женщина, в руках держит пакеты с продуктами. Машина следует в парк. Конец смены. Кроме нашей героини в салоне есть еще другие пассажиры. Их обилечивает кондуктор! Обращаясь к нашей пассажирке, она безапелляционно бросает: «А к вам, девушка, я не пойду! Я за день уже так наскакалась!»
Героиня нашего малюсенького сюжетика тоже возвращалась не с Канарских островов после многодневного отдыха. Как уже было выше сказано, ехала с работы домой. И вполне заслуживала внимательного и уважительного к себе отношения. Тем более что она готова была оплатить проезд ЕГКС, а валидатор находился у кондуктора… И скажите: кто к кому должен был «проскакать»?
Транспортная тема, особенно касающаяся пассажирских перевозок, многогранна, объемна и, кажется, неисчерпаема. Нельзя сказать, что за последние годы ничего не изменилось. Это было бы несправедливой неправдой. Но для того, чтобы окончательно навести здесь порядок, чтобы водители, кондукторы и пассажиры перестали быть «заклятыми» друзьями и превратились в уважающих себя и друг друга партнеров, нам еще всем пахать и пахать.

 

Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ.

Татьяна Ярошевская

Ответственный секретарь ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера