Как мы уже сообщали, 28 сентября в филиале Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялась вторая сессия первого стратегического медицинского консилиума Севастополя, на которой был представлен план мероприятий по развитию системы здравоохранения города на 2018-2023 годы.
В основу «дорожной карты» легли предложения медиков, высказанные в ходе первого стратегического медицинского консилиума Севастополя, прошедшего 14-15 сентября. В ходе «мозгового штурма» по ключевым темам (кадры, инфраструктура, маршрутизация пациентов, лекарственное обеспечение) были выработаны проекты управленческих решений, вошедшие в план развития системы городского здравоохранения. Как отмечали специалисты, подобные мероприятия в Севастополе не проводилось со времен Советского Союза. «Нас призывали к тому, чтобы была одна команда, чтобы все действовали не врозь, а понимали суть проблемы и шли в одном направлении»,—говорили представители медицинской общественности.
Итоги первого стратегического медицинского консилиума Севастополя подведены. Какие же перемены ожидают севастопольскую медицину в ближайшие пять лет?
«Здравоохранение Севастополя: вчера, сегодня, завтра»
С докладом на данную тему выступил директор научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов.
—Наш НИИ занимается тем, что изучает процессы, смотрит на них со стороны, определяет проблемные точки и не стесняется о них говорить, потому что елейные, красивые отчеты, наверное, никому из нас не нужны,—отметил он.—Нам нужна правда о состоянии системы, с которой мы с вами живем. Надо не только определить, сколько сегодня городу нужно коечного фонда, врачей и медицинских сестер, но и понимать, как эта ситуация будет развиваться в ближайшей перспективе.
По словам Давида Мелик-Гусейнова, в ближайшие пять лет в Севастополе на фоне снижения рождаемости будут расти заболеваемость и смертность населения. И переломить данную ситуацию в здравоохранении Севастополя, основные преобразования в которой в последний раз прошли в 60-70-е годы ХХ века, можно, лишь создав эффективную систему, учитывающую актуальную потребность в медицинской помощи с прогнозом на ближайшие 20-25 лет.
—За прошедшие 40 лет, конечно, изменился спрос на медицинские услуги,—сказал докладчик.—В Севастополе проживает уже почти полмиллиона человек, и очень быстро растет контингент людей пожилого возраста, которым медицинская помощь не просто важна, а жизненно необходима. Пожилым людям нужны постоянная поддержка и диспансерный учет.
Дестабилизировали систему городского здравоохранения и внутренние проблемы отрасли.
—Мы до руды разложили те проблемные зоны, которые сегодня имеют место в севастопольском здравоохранении, посмотрели глубоко на амбулаторное звено, выявили отсутствие стационарозамещающих технологий. В Севастополе практически отсутствует приоритетность на раннее выявление тех или иных хронических заболеваний. То есть врач в амбулаторном звене не замотивирован найти какое-то хроническое заболевание, хотя именно в первичном звене и нужно это делать. Потому что дальше болезни хронизируются, становятся более тяжелыми.
В стационарном звене есть коечный фонд, который перегружен (много пациентов), но при этом есть коечный фонд, который существенно недозагружен, простаивает, и его нужно использовать, ни в коем случае не закрывая те или иные койки, а целевым образом, нагружая и повышая эффективность,—подчеркнул Давид Мелик-Гусейнов, отметив, что профессионалы в сфере здравоохранения обсуждали также общие проблемы, такие как несбалансированность в кадровой области (врачей каких-то специализаций много, а каких-то критически не хватает), недостаточное финансирование, неэффективная система обратной связи с пациентами. Особое внимание было обращено и на такие специализированные службы, как «Скорая помощь», онкологическая служба, система реабилитации, где очень многое предстоит в ближайшее время сделать.
Главное—пациент
и экономическая эффективность медпомощи
Как было отмечено далее, 85% участников первого стратегического медицинского консилиума назвали главными ценностями «ориентированность на пациента» и «экономическую эффективность оказываемой помощи».
—Медицинская общественность Севастополя синхронна в понимании ценности системы городского здравоохранения, и на первом месте, в ядре этих ценностей находится конечно же пациент,—подчеркнул Давид Мелик-Гусейнов. —А пациенту в первую очередь нужно, чтобы его лечили эффективно, качественно, быстро. Но, с другой стороны, есть ресурсы, которые мы не можем в одночасье взять и многократно увеличить. Это денежные ресурсы, кадровые ресурсы, инфраструктура, которая есть. По одному лишь желанию в городе уже завтра не появится какая-то новая больница… Надо создавать эффективную, пациентоориентированную, инновационную систему, обеспечивающую рост продолжительности жизни и экономического потенциала Севастополя. Здоровый человек—это экономически эффективный человек. Он приносит дополнительные доходы в бюджет региона, и город развивается.
Как отметил далее докладчик, ценен момент, связанный с видением системы здравоохранения Севастополя глазами ее участников. Основная цель планируемых преобразований—обеспечить к 2023 году доступность и эффективность медицинской помощи, соответствующей потребностям севастопольцев и технологиям современной медицины.
«Берем ответственность
на себя!»
Итак, какой же быть городской медицине? Севастополю предложена трехуровневая модель системы организации здравоохранения, которая была впервые реализована на территории России в Москве.
—Мы поделили участников медицинского консилиума на четыре группы, и в ходе обсуждения рождалась новая модель системы здравоохранения—маневренная, эффективная, легкая, правильная в плане мировых трендов, которыми сегодня задает тон профессиональное медицинское сообщество,—отметил Давид Мелик-Гусейнов.—Это трехуровневая модель. Первый уровень—максимально доступная первичная медико-санитарная помощь в лице врачей-терапевтов, а лучше—врачей общей практики. Это ключевые специалисты в физическом доступе, к которым можно прийти, а не ехать куда-то далеко. Второй уровень—амбулаторно-поликлинические центры, потому что большую часть медицинской помощи сегодня можно оказывать, даже не госпитализируя людей в стационар. МРТ, КТ—в подавляющем количестве случаев это амбулаторные, диагностические возможности, и на примере Москвы мы это доказали. Стационарозамещающие технологии, находящиеся в таких вот хабах, таких крупных амбулаторно-поликлинических центрах при крупных многопрофильных больницах, способны пропускать через себя очень большой контингент населения, и эта помощь будет не просто доступна, она будет поставлена на поток, на конвейер и станет наиболее эффективной, потому что кадровый, профессиональный и экспертный ресурсы находятся именно в этих амбулаторно-поликлинических центрах.
Ну и третий уровень, конечно же, это сами стационары, специализированная помощь, связанная с высокими технологиями и так далее.
Перед здравоохранением Севастополя стоит задача: лечить не болезнь, а больного. Эти принципы заложены в классической медицине. Медицинская помощь должна оказываться в многопрофильной клинике, и пациент, попадая в клинику, не должен быть обделен каким-то видом медицинской помощи лишь потому, что таких специалистов в больнице нет. Пациента не должны отправлять из одной больницы в другую для того, чтобы провести какие-то диагностические манипуляции или получить консультацию какого-то конкретного узкого специалиста. Если у пациента несколько заболеваний, лечить их необходимо одновременно.
Далее, подводя итоги своего выступления, докладчик сообщил о том, что в ближайшие пять лет будут проведены системные мероприятия по развитию, а не по оптимизации, как он особо подчеркнул, системы здравоохранения Севастополя.
—Это коснется, конечно же, и больниц, которые должны стать многопрофильными центрами притяжения ключевых компетенций, это коснется и поликлиник, где пациент должен преемственно лечиться от первично-амбулаторного звена до узких специалистов, и если потребуется, то дальше надо маршрутизировать его в стационарную сеть,—сказал Давид Мелик-Гусейнов.—Это и транспарентные, прозрачные институты в виде программ, которые можно использовать для определения, допустим, длины очереди, загруженности конкретных врачей, для записи пациентов к врачам. Ведь для того, чтобы ротировать врачей из больниц в поликлиники, надо понимать, что если сегодня врач ушел в отпуск или заболел, а у него есть запись, то пациент не должен ждать, когда врач выйдет из отпуска или выздоровеет. Пациент может быть перемаршрутизирован на другого, менее загруженного врача. Эти системы сегодня есть в открытом доступе, и ими активно пользуются другие субъекты РФ.
Мы говорим о том, что медицинская помощь в амбулаторном режиме должна быть максимально доступной и равномерно распределенной по всему городу, чтобы Инкерман, Балаклава, центр Севастополя ничем не отличались от возможностей для пациента получить хотя бы первичную медико-санитарную помощь.
Системные решения должны быть и в вопросах материальной базы, финансирования, информатизации (необходимо создание некой единой системы контроля за лечением пациента на амбулаторном и стационарном звеньях), повышения квалификации врачей (система непрерывного медицинского образования должна стать нормой: учиться надо каждый день, а не раз в пять лет, продлевая свой сертификат специалиста).
Конечно, все эти преобразования должны быть синхронными с российской системой здравоохранения. В России есть в целом концепция, куда движется наша система, какой мы видим систему здравоохранения к 2025 году. В «дорожной карте» мы постарались все эти федеральные стратегические вводные, весь труд участников стратегического консилиума объединить и создать некое обобщенное стратегическое видение… Мы берем ответственность на себя.
Подготовила Елена ИВАНОВА.