Не так давно в горах над Терновкой была построена каменная башня-часовня с позолоченным куполом. Отражаемый от него солнечный свет во второй половине дня виден из многих точек Севастополя и Балаклавы. Своеобразный маяк делится своими лучами до самого захода Солнца.
Строили эту башню бывшие алкоголики и наркоманы, пожелавшие избавиться от пагубных привычек вдали от мирской суеты. Конечно, кто-то помогал строителям и деньгами, и материалами. Монахи и иноки с задачей строительства башни справились, но деятельность по реабилитации больных людей пришлось прекратить: слишком много препон было со стороны официальных властей.
Не утихают споры среди историков, искусствоведов, религиозных деятелей, госчиновников о целесообразности строительства этой башни. Дескать, это новодел, не вписывающийся в ландшафт, не гармонирующий с самим монастырем, не соответствующий исторической линии. Трудно спорить. Но и генуэзские крепости на территории нынешних Судака и Балаклавы тоже когда-то были новоделами.
Так или иначе, но сегодня деревянная лестница в часовню полностью разобрана, входа для посторонних в неё нет. Есть нарекания и в адрес иноков-реставраторов, закрывших оконные проемы в кельях и в подсобных помещениях, в самом храме пластиковыми стеклопакетами. Но сейчас это наиболее доступные материалы и по качеству, и по цене. Да и споры эти затевают в основном граждане, живущие во вполне комфортных городских квартирах с центральным отоплением, водопроводом и канализацией. А в пещерном монастыре ничего этого нет. Вот и приходится инокам утеплять свои обители всеми доступными средствами.
Путь к монастырю можно начать из Терновки, взяв за ориентир башню на скале. Подъем от села до перевала займет около сорока минут. Тропа частично проходит по лесу, частично—по открытым склонам. От перевала пологая тропа уходит на восток—прямо к монастырю и проходит через пустующий сейчас грот. Возможно, что и он когда-то использовался либо для укрытия от непогоды, либо как загон для скота. Можно выйти за окраину села и подняться к монастырю по короткой, но крутой автодороге.
Еще один маршрут к Шулдану (в переводе с тюркского— «эхо») идет от монастыря Челтер-Мармара по кромке обрывов и через лес на перевал. С него можно спуститься под скалы и продолжить путь по нахоженной тропе через грот, можно вновь выйти на кромку скал и идти до башни-часовни.
Основан монастырь в VIII-IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Из всех пещерных сооружений в нем выделяется храм с горним местом в алтарной апсиде и остатками фресковых росписей XII-XIII веков. Действовал монастырь предположительно до конца XV—начала XVI века. Сохранилось в относительном порядке не более 20 пещер, естественных и искусственных. Ветры, дожди, снега, землетрясения—суровые испытания на прочность известковых пещер.
В первом ярусе двухъярусного комплекса располагается главный храм монастыря—прямоугольный в плане, длиной семь метров, шириной и высотой более трех метров. Когда-то на стенах и потолке церкви была роспись, но сейчас её уже нет. В этой церкви проводятся обряды крещения, алтарь—подковообразной формы. Верхняя церковь расположена на втором ярусе. Попасть в неё можно через восточный вход в монастырь Шулдан. Она почти десять метров в длину и пять в ширину при высоте потолка чуть меньше двух метров.
Шулдан стоит на пересечении многих троп. Нередко туристические группы и паломники приходят от села Залесного. Есть красивый маршрут и от пещерного города Эски-Кермен через Пятую балку. Пещерный монастырь можно посещать в любое время года и всегда любоваться удивительными пейзажами гор и долин вокруг.
В. ИЛЛАРИОНОВ.
Фото автора.