Челтер-Мармара. «Решетка» на скале

Челтер-Мармара. «Решетка» на скале

На автодороге Севастополь—Терновка, миновав уходящий вправо поворот на село Родное, можно увидеть (по левую руку) гряду скал. Не пропустите указатель «Ферма». Даже если этого указателя по какой-то причине не окажется, нужно ехать по остаткам асфальта по балке прямо к гряде от того места, где расположен тепличный комбинат. Дорога переходит в укатанную грунтовку, ведущую в урочище Кара-Коба. Сразу за тепличным комбинатом оставляем машины и дальше идем в пешем порядке к скалам, ориентируясь на установленный на склоне крест. Отсюда хорошо видны отвесные скальные стены и «решетка» из множества пещер. Это и есть монастырь Челтер-Мармара. Путь до него займет от 30 до 50 минут.

 

Челтер переводится как «решетка». А Мармарой называлась средневековая деревня у подножия горы. Её название можно перевести как «мраморная». От деревни ничего не осталось, и даже её местонахождение достоверно указать никто не может. Разве что осколки глиняной посуды или черепицы на склоне горы мелькнут. Да и какое до неё дело людям в начале XXI века, если даже об истории села Терновка не многие местные жители ведают. А история эта весьма занимательна.
В долине реки Ай-Тодорки в средние века существовало несколько поселений. До нас дошло название Шули, которое носило одно из небольших сел, входившее в княжество Феодоро. Но, конечно же, уверенно говорить о первичности этого названия нельзя. До столицы княжества в крепости Мангуп-Кале на вершине горы Баба-Даг—всего несколько километров. Предположительно поселение оформилось во II веке готами или греками. После падения княжества под натиском османов в 1475 году село было приписано к Мангупскому кадылыку. Первые документальные сведения о селе с двадцатью христианскими семьями историки датируют 1520 годом. В 1542 году Шули переподчинили Балаклаве. Есть документ 1672 года, по которому хан Селим Гирей жаловал некоему Субхан-Газы-аге часть доходов с деревни в размере 12274 акче.
Крымское ханство приобрело независимость в 1774 году, и девять лет село Шули принадлежало ему. 19 февраля 1784 года именным указом Екатерины II на территории ханства была образована Таврическая область, а Шули приписали к Симферопольскому уезду. С 1796-го по 1802 год село входило в Акмечетский уезд Новороссийской губернии, а потом—в Чоргуньскую волость Симферопольского уезда. В 1864 году село уже в составе Каралезской волости насчитывало 66 дворов с 321 татарским жителем.

 

Челтер-Мармара. «Решетка» на скале

 

Советская власть в январе 1921 года создала Балаклавский район, в который и вошло село Шули с население 1270 человек. В 1929 году аграриев объединили в колхоз «Память Ленина». Село с 1941 года называли Старые Шули. В годы Великой Отечественной войны в этой долине проходили кровопролитные бои. От немецко-румынских захватчиков село освободили 16 апреля 1944 года. В мае большая часть населения была депортирована в Среднюю Азию, а село 21 августа 1945 года переименовали в Терновку. Восстанавливать разрушенное войной хозяйство Крыма пригласили переселенцев из различных областей Украины, России, Белоруссии. В сентябре 1944 года в район прибыло 8470 переселенцев из Воронежской области. Начиная с 1950 года стали приезжать рабочие из Сумской области. Село окружали сады, поля, табачные плантации. 26 апреля 1954 года Крым был передан в состав УССР, а 20 апреля 1957 года Терновку переподчинили Куйбышевскому району. Там она и числилась вплоть до передачи в Бахчисарайский район 30 декабря 1962 года. Постановлением Верховного Совета УССР от 11 октября 1991 года Терновский сельсовет перешел в подчинение Балаклавскому районному совету Севастополя. С 21 марта 2014 года Терновка (с населением 1843 человека) вошла в состав города федерального значения Севастополя Российской Федерации.
Вернемся же к монастырю Челтер-Мармара, возникшему в период бегства в Крым монахов-иконопочитателей из центральных областей Византии, где господствовали тогда иконоборцы. Было это в VII-IX веках, хотя отдельные отшельники в карстовых пещерах пятого яруса могли поселиться ещё раньше. В XIV веке обитель монастыря переживает подъем, расширяется и занимает максимальную площадь. После захвата Крыма османами православные монастыри приходят в упадок. Возможно, что монашеская братия жила в Челтер-Мармаре до XVII века, а вот следы их пребывания здесь позже не отмечаются.
Во второй половине XIX века архиепископ Херсонский и Таврический преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в Крымской войне и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов. Вот что он писал, впервые увидев пещерные монастыри Крыма: «Отныне в пределах собственного отечества, среди наших гор мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона! О, какое великое и славное будущее предстоит горам нашим! Мне кажется, я вижу уже исполнение того, чему полагается теперь только единое начало! Вижу, как св. Владимир паки посещает своим духом тот храм, в коем он принял крещение и веру не для себя токмо, а для всей России! Вижу, как св. Стефан Сурожский обретает место для своей паствы среди тех долин, кои напоял он струями здравого учения в дни зловерия иконоборческого».
Сегодня монастырский комплекс насчитывает более 80 пещер разного размера и предназначения. Из них 56 относительно хорошо сохранились. Это кельи, трапезная, усыпальницы, хозяйственные и подсобные помещения, четыре церкви. В древности эти пещеры соединялись деревянными лестницами, балконами, галереями, напоминающими ажурную решётку. Там, где еще совсем недавно царило запустение и ветер гулял по бесхозным гротам, теперь везде—следы отшельнической жизни. Есть небольшое подсобное хозяйство, шумит курятник, в мастерской на верстаке разложены инструменты. В первом из больших гротов была сооружена печь, дрова для которой братия собирает по окрестным лесам. Иногда и лесники помогают. Трудами монахов и плотников установлены деревянные стены с окнами для защиты от зимней стужи. Братия встает рано, около 4 часов утра. После утренней молитвы—завтрак, затем все приступают к послушанию, попросту—к работе по хозяйству. После обеда—отдых, послушание. С 17 часов—служба, вечерняя молитва. Вот такое расписание в пещерном мужском монастыре преподобного Саввы Освященного.
Наиболее крупными являются восемь пещер второго яруса. Здесь расположены главный храм монастыря, трапезная и хозяйственные помещения. В помещении храма Саввы Освященного церковь была и раньше. Сохранились с древних времен алтарная апсида с основанием для престола и ниша для жертвенника. Церковь расположена в восточной части большого естественного грота. Свод поддерживают шесть каменных монолитных скальных колонн. Вдоль северной стены есть спальная скамья, в полу—следы вырубленных могил. Когда-то западная и южная стены храма, как считают ученые, были сложены из камня. Сегодня монахи продолжают строительство: едва ли новодел будет исторически точным, но храм обретет четкие границы. Уже есть обновленный иконостас и паникадило, аналои, иконы, столик с записками—все как в обычном храме. Увы, нет точных данных о том, кому был первоначально посвящен этот храм в период его строительства.
В наши дни в храме проходят регулярные богослужения, православные христиане могут поучаствовать и в торжественной службе на престольный праздник, которая служится в день памяти преподобного Саввы Освященного 18 декабря.

 

Челтер-Мармара. «Решетка» на скале

 

Среди хозяйственных пещер есть вырубленные в полу второго ярусы емкости для сбора дождевой воды и тарапан—винодавильня. Рядом—небольшой загон для коз. В пещерных монастырях такое соседство вовсе не редкость. Спор о существовании еще трех церквей небезоснователен, так как не сохранилось алтарных преград и других атрибутов храмов. В третьем ярусе пещер ранее были кельи монахов. Четвертый ярус можно назвать обособленным комплексом жилых, культовых и хозяйственных помещений. Возможно, что именно здесь проживал и настоятель монастыря. В пятом ярусе есть и искусственные, и естественные пещеры. При входе расположено помещение неправильной формы с престолом и нишей: не исключено, что здесь была небольшая часовня.
Святые отцы называют монастырь духовной лечебницей. Монахи приходят из мира в монастырь, чтобы оставить греховные навыки мирской жизни. Вне мирских соблазнов они впитывают навыки истинно христианские. Когда-то иноки называли монашество евангельским жительством. Суть его—в изучении воли Божьей, усвоении её, покорности ей.
Монахи средневековья были еще и воинами, и фортификаторами. Устройство ворот, калиток, лестниц и окон-бойниц говорит о том, что им частенько приходилось и оружие в руки брать. Далеко не всегда в горах Крыма царили мир да покой.
По деревянной лестнице поднимаемся на вершину скалы, чтобы полюбоваться окрестными пейзажами. Отсюда можно начать спуск по пути подъема или по кромке обрыва. По лесной дороге направляемся на восток к часовне монастыря Шулдан…

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.
Фото автора.

Другие статьи этого номера