Есть в истории театральной культуры города имена, дорогие сердцу каждого севастопольца. Имя Михаила Егоровича Кондратенко, без сомнения, одно из первых в этом ряду. 33 года он отдал русскому драматическому театру им. А.В. Луначарского. За эти годы прошёл путь от рядового актёра до генерального директора, художественного руководителя.
Прибыв в 1967 году в Севастополь, он полюбил этот город, его традиции, его героическое прошлое, отдав ему всё: талант, труд, жизнь.
М.Е. Кондратенко родился 22 ноября 1943 года в городе Иркутске. В Краснодаре окончил музыкальное училище по классу скрипки, а позже—театральную студию, в 1969 году—
ГИТИС (все полученные дипломы были с отличием).
На сцене нашего театра им сыграно множество ролей разного плана. Среди удач—создание таких сложных образов, как император Николай II в спектакле «Заговор императрицы» А. Толстого, Виктор Лесиков в «Ситуации» В. Розова, Бриндсли в «Тёмной истории» П. Шеффера, Борис в «Верните бабушку» Мхитаряна, Шиндин в «Мы, нижеподписавшихся» А. Гельмана, Леонид в «Ретро» А. Галина, князь Мышкин в «Идиоте» Ф. Достоевского, профессор Преображенский в «Собачьем сердце» М. Булгакова, Александр в «Это настоящий скандал, ангел мой» И. Жамиака, Раздорский в «Чешском фото» А. Галина, и др. Он работал с режиссёрами В.И. Ясногородским, Б.И. Ступиным, А.Д. Смеляковым, В.В. Норенко, В.С. Петровым, М.С. Серебро, В.В. Магаром и другими.
Первая награда Михаилу Егоровичу была присуждена в 1973 году за роль Теймураза в спектакле «Не беспокойся, мама» Н. Думбадзе—первая премия Крымского областного Украинского театрального общества. В 1995 году он был удостоен звания народного артиста Украины.
Его последняя роль в театре—Иван Петрович Войницкий в спектакле «Репетиция пьесы А. Чехова «Дядя Ваня» в провинциальном театре», премьера которого состоялась в марте 1999 года. Критики высоко и по достоинству оценили его работу. За эту роль М.Е. Кондратенко по опросу читателей газеты «Слава Севастополя» был признан лучшим актёром года. Символично, что этой ролью он начал свой творческий путь, сыграв дядю Ваню ещё студентом в дипломном спектакле.
Михаил Егорович был одним из лучших режиссёров театра. Им поставлены пьесы, которые с успехом шли на сцене: «Золушка» Габбе, «Вечер» А. Дударева, «Адмирал Колчак» В. Фроловой и М. Кондратенко (он был соавтором пьесы), «Иллюзия обмана» М. Рязанова, «Бремя вины» Р. Харриса, «Королевский квартет» М. Семёнова и другие.
Он мог стать хорошим музыкантом, даже композитором. Музыка дала ему много, гармония сквозила в каждом его жесте, на сцене, в каждом взгляде, но он предпочел профессию актера. Считал, что она несет людям свет, духовное обогащение. На сцене был всегда выразительным, эмоциональным, психологически точным. Своим жизнеутверждающим талантом, высоким уровнем исполнительского мастерства снискал любовь и уважение зрителей.
Последние годы жизни М.Е. Кондратенко (он ушел от нас в 2000 году) были до предела насыщены работой. Десять лет находясь на должности директора театра, возглавляя коллектив в самый сложный период нашей истории, в обстановке хаоса и развала государства, Михаил Егорович сумел сохранить материальную базу театра, обеспечить возможность коллективу творчески работать.
Двери его кабинета были открыты для всех в любое время, его любили и как директора, и как артиста, и как доброго, душевного человека.
Вся жизнь Михаила Кондратенко—это творческий подвиг, где каждый день был отдан любимому делу. Его вера в искусство была потрясающей. Будем помнить слова Михаила Егоровича: «Сегодня, когда общество теряет нравственные ориентиры, я все более убеждаюсь, что именно искусство, театр могут спасти нас».
Г. ПЕРМИНОВА, директор народного музея Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.
На снимках: Михаил Кондратенко в роли «человека с микрофоном» в феерии «Арена».