Когда собственники домов на распутье…

Когда собственники домов на распутье...

Большинство жителей Севастополя проживают в многоквартирных домах, которые должны управляться тем или иным способом.

 

После вхождения Севастополя в состав и под юрисдикцию Российской Федерации положения Жилищного кодекса РФ о способах управления многоквартирными домами, порядке их выбора стали обязательными требованиями жилищного законодательства.
После ликвидации системы рэпов, которые осуществляли свою деятельность в правовом поле Украины, в Севастополе остро стал вопрос, каким образом наладить систему управления многоквартирными домами. Поскольку собственники жилых помещений многоквартирных домов Севастополя к тому времени не провели общие собрания и не приняли решения о выборе того или иного способа управления своими домами, с целью обеспечения надлежащего содержания и ремонта таких многоквартирных домов 26.02.2015 года правительством Севастополя было издано распоряжение № 89-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории Севастополя».
В соответствии с ним были определены зоны обслуживания многоквартирных домов на территории города до избрания собственниками помещений способа управления такими домами и его реализации либо до заключения договоров управления по результатам проведения правительством Севастополя открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы.
В соответствии с данным распоряжением все многоквартирные дома и общежития Севастополя были закреплены за соответствующими управляющими компаниями, созданными правительством Севастополя в форме государственных унитарных предприятий—ГУПСов. Всего их было создано десять: ГУПС «Управляющая компания Гагаринского района-1», ГУПС «Управляющая компания Гагаринского района-2», ГУПС «Управляющая компания «Стрелецкая бухта», ГУПС «Управляющая компания «Центр», ГУПС «Управляющая компания», ГУПС «Управляющая компания Нахимовского района», ГУПС «Управляющая компания Балаклавского района», ГУПС «Управляющая компания «Общежития Севастополя», ГУПС «Управляющая компания «Север», ГУПС «Управляющая компания «Инкерман». В настоящее время ГУПС «Управляющая компания «Общежития Севастополя» ликвидировано, а часть ГУПСов преобразована в общества с ограниченной ответственностью.
В дальнейшем собственники помещений многих многоквартирных домов определились, каким способом будет управляться их дом, в том числе выбрав ГУПС, за которым были закреплены их дома в соответствии с вышеуказанным распоряжением правительства Севастополя, избрали иные частные управляющие компании, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами в Севастополе, создали товарищества собственников жилья либо избрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.
Те же многоквартирные дома, собственники которых не выбрали тот или иной способ управления, департаментом городского хозяйства Севастополя были выставлены на открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления такими многоквартирными домами.
Однако жильцы, проживающие в таких многоквартирных домах, нередко остаются недовольными качеством услуг, которые оказывают управляющие организации, выбранные по результатам открытых конкурсов. В последнее время в Госжилнадзор Севастополя все чаще поступают обращения жителей города с вопросами, почему многоквартирными домами, в которых они проживают, управляют организации, которые жильцы этих домов не выбирали и которые, по их мнению, недобросовестно относятся к исполнению своих обязанностей.
Чтобы помочь разобраться с данным вопросом, Госжилнадзором Севастополя подготовлен ряд статей, в которых будут подробно раскрываться вопросы, связанные с выбором способов управления многоквартирными домами, порядком их реализации, преимуществами и недостатками.
Итак, первостепенный вопрос, который предстоит решить собственникам помещений в многоквартирном доме: каким способом будет управляться их дом? Действующим жилищным законодательством (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ) предусмотрено три таких варианта:
непосредственное управление самими собственниками; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным кооперативом (ЖК) или иным специализированным потребительским кооперативом (СПК); управление управляющей организацией.
От выбора способа управления многоквартирным домом зависит, каким образом будет выстраиваться вся дальнейшая система отношений по содержанию и ремонту такого дома, предоставления коммунальных услуг и оказания иных услуг для его жильцов.
Какой из вышеперечисленных способов управления избрать, решают исключительно на общем собрании сами собственники как жилых, так и нежилых помещений каждого многоквартирного дома. При этом следует учитывать, что правом голоса на таком собрании обладают лишь собственники жилых или нежилых помещений многоквартирного дома, а вот наниматели, арендаторы или члены семей собственников таким правом не обладают. Количество голосов, которым обладает на общем собрании каждый из собственников помещений в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади находящегося в его собственности помещения. То есть собственник помещения общей площадью 60 кв.м будет обладать в два раза большим количеством голосов, чем собственник помещения общей площадью 30 кв.м.
Выбранный способ управления по решению общего собрания может быть изменен в любое время. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления не реализовано, органом местного самоуправления (в Севастополе—органом государственной власти: департаментом городского хозяйства Севастополя) в порядке, установленном правительством Российской Федерации, проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации для такого многоквартирного дома.
По результатам открытых конкурсов управляющие организации, победившие в конкурсе, были выбраны в качестве управляющих компаний соответствующих многоквартирных домов, и в соответствии с частью 5 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в таких многоквартирных домах обязаны заключить договоры управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрена процедура заключения договоров в обязательном порядке.
При этом договор управления заключается на срок не менее одного года, в течение которого собственники помещений многоквартирного дома не имеют права на заключение договора управления с иной управляющей организацией.
Поэтому если многоквартирным домом управляет не та управляющая организация, которую бы хотели жильцы, это следствие бездействия собственников помещений такого многоквартирного дома, поскольку именно они не реализовали предоставленное им по закону право избрать тот или иной способ управления многоквартирным домом, в том числе определиться с выбором конкретной управляющей организации.
О том, как правильно провести общее собрание, определиться с тем или иным способом управления многоквартирным домом, помочь оценить его преимущества и недостатки, речь пойдет в следующей статье, которая будет предоставлена в распоряжение СМИ Севастополя в ближайшее время.

 

Госжилнадзор Севастополя.

Другие статьи этого номера