Как подать жалобу в государственную инспекцию труда

Как подать жалобу в государственную инспекцию труда

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ).

 

В субъектах Российской Федерации государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда (п. 2 положения о государственном надзоре, утв. постановлением правительства РФ от 1.09.2012 г. № 875).
В целях защиты трудовых прав граждане могут подать письменное обращение (жалобу) или обращение в виде электронного документа в государственную инспекцию труда.
В жалобе должны быть указаны (ст. 7 закона от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ):
1) наименование государственной инспекции труда;
2) фамилия, имя, отчество (последнее—при наличии) заявителя;
3) почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление о переадресации обращения);
4) суть жалобы (указываются событие или предполагаемые нарушения трудовых прав), наименование работодателя, место его нахождения;
5) личная подпись заявителя;
6) дата.
Заявителю необходимо иметь в виду, что если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11 закона № 59-ФЗ).
Подать жалобу можно как лично, так и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если жалоба отправлена по почте, у заявителя будет уведомление о дате доставки жалобы в инспекцию труда. В случае необходимости в подтверждение своих доводов приложите к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Также жалобу можно подать в форме электронного документа. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (ч. 3 ст. 7 закона № 59-ФЗ).
Работник вправе просить проведения конфиденциальной проверки. Это означает, что при проведении проверки работодателю не будет сообщено имя работника, который в таком случае может избежать преследования со стороны работодателя (ст. 358 ТК РФ).
Письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственную инспекцию труда (ч. 2 ст. 8 закона № 59-ФЗ).
Обращения (заявления и жалобы) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 закона № 59-ФЗ).
При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом заявитель должен быть поставлен в известность о продлении сроков рассмотрения заявления (жалобы) (ч. 2 ст. 12 закона № 59-ФЗ).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственной инспекции труда, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч. 3 ст. 8 закона № 59-ФЗ).
На основании жалобы государственная инспекция труда обязана провести проверку (пп. «б» п. 10 положения). Во время проверки инспектор устанавливает факты нарушения трудовых прав работника, указанные в жалобе, либо их отсутствие.
По результатам проверки составляется акт (п. 14 положения). При подтверждении фактов нарушения трудовых прав руководителю организации-работодателя выдается предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 357 ТК РФ).
Заявителю дается мотивированный ответ по существу поставленных в обращении (жалобе) вопросов, в котором указывается, какие факты нарушений трудовых прав подтвердились в ходе рассмотрения обращения (жалобы) и проведения проверки у работодателя, какие меры инспекторского реагирования были приняты к работодателю (выдано предписание, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение законодательства о труде), разъясняется порядок дальнейших действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов, если в соответствии с полномочиями государственной инспекции труда разрешить поставленные в жалобе вопросы не представилось возможным (п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 10 закона № 59-ФЗ).
В случае несогласия с полученным ответом заявитель имеет право подать жалобу руководителю территориальной инспекции труда (ст. 361 ТК РФ; абз. 2 п. 113 административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).
Заявитель, права которого нарушены действиями (бездействием) трудового инспектора, вправе также обратиться с заявлением в суд (ст. 361 ТК РФ).

 

О. КОЛЫВУШКО, помощник прокурора Гагаринского района Севастополя.

Другие статьи этого номера