Этот безумный, безумный, безумный, безумный… нал

Этот безумный, безумный, безумный, безумный... нал

Многие наверняка ассоциативно уже вспомнили знаменитый фильм Стенли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». И правильно сделали. Тема сегодняшнего разговора, подсказанная читательской почтой, та же самая: гонка за деньгами. Только участвует в ней не небольшая группа североамериканских авантюристов, а весьма значительное количество наших местных пассажироперевозчиков. И, по мнению читателей, после того как в сюжетную канву включили льготников, страсти у нас… Голливуд отдыхает!

 

О Голливуде вспомнил в своем письме Виктор Петрович Переверзьев. Это он предложил узаконить в местном бюджете новую статью дохода: «мастер-классы для зарубежных режиссеров и сценаристов».
«А что?—пишет Виктор Петрович.—Потянем вполне. С октября в городе массово (вроде бы) возят льготников, а все—как в первый день. Та же интрига, все тот же накал страстей. Водители убегают… Пенсионеры догоняют… И по сей день неясно, кто же в этой бешеной гонке одерживает верх. Наблюдать со стороны, наверное, и в самом деле забавно. Но участвовать… Не кажется ли вам, что кто-то в этой трагикомедии явно заигрался? Общественный транспорт вместо того, чтобы просто перевозить пассажиров, становится у нас каким-то прогрессирующим источником социальной напряженности.
Попробую пояснить на собственном примере. Я—пенсионер, но из начинающих. Выгляжу моложе своего реального возраста. Повезло, наверное… Ну, то есть, не наверное, а наверняка повезло. Но такие вот ироничные сомнения у меня возникли после первых попыток воспользоваться объявленной льготой. Вот как это происходит на практике. Сначала водитель устраивает допрос с пристрастием: «Мужчина, а вам лет-то сколько?» Потом—придирчиво-скрупулезное изучение предъявляемых документов. Причем ксерокопию паспорта отвергли, как говорится, на корню. Точно так же, как и ксерокопию справки из ПФР. Только оригиналы! И видели бы вы, с каким тщанием изучается фотография в паспорте!
Я вроде не бедствую, оплатить маршрутку, как говорится, «ноу проблем». И мне эти «таможенные досмотры» уже во где сидят. Но продолжаю, по меркам одних, вредничать, по мнению других—упорствовать из принципа. А на самом деле? Считаю это своей гражданской позицией: без нас эта система нормально не заработает».
Виктор Петрович очень точно уловил приоритетную тенденцию в развитии льготных пассажироперевозок в Севастополе. А вот что написала нам Людмила Александровна Панова: «Обратили внимание на то, что первая мощная волна пенсионеров на маршрутных такси схлынула? Селекционный отбор, учиненный маршруточниками, приносит реальные плоды. В числе «бесплатников» остаются или совсем неимущие, или совсем упертые. Меня среди них уже нет. Заплатить проще, чем не платить. Кроме того, лично мне неудобно все время таскать с собой паспорт (да и жалко—главный документ). Пенсионную справку я истрепала за месяц. Что ж это? Мне регулярно посещать Пенсионный фонд? Интересно, а сразу 12 штук взять можно? И почему 12? Может, запастись до конца жизни? В общем, много пока в этом деле странного. То есть сырое оно совсем. И потому не плАчу и плачУ».
«Я мог бы задать риторический вопрос: «Ну почему у нас все делается через… через одно место?» Но в данном случае для меня все ясно,—поделился важным открытием экономист Василий Кротенко.—Севастополь—город пенсионеров действующих и вот-вот потенциальных. Нововведение появилось аккурат на пике страстей по пенсионной реформе. Стравливали пар. А потому и спешка, в результате которой столкнули лбами пенсионеров с водителями. Подчеркиваю: с водителями, а не с владельцами маршрутов. Последние, обратите внимание, молчат в тряпочку. И что тут скажешь, кроме сакраментального «бачилы очи, шо купувалы»… Ведь они эти конкурсные условия приняли. И какие бы шпильки в адрес нынешней городской власти доброхоты ни бросали, козыри не у них.
Скажу больше: раз молчат, значит, готовы и дальше участвовать в тендерах на тех же условиях. Их все устраивает! Волну гонят водители. И понятно почему. Они реально пострадали. Им аж два раза залезли в карман: посредством регулируемых тарифов и через обязательство перевозить льготников. При тех же самых (ну или не сильно изменившихся) финансовых планах. Если вам полезут в карман, молчать будете? Вот и они не молчат, считая пенсионеров главными врагами своего благополучия.
А вот за это заблуждение уже и надо спрашивать. Но не с водителей, а с власти и владельцев маршрутов. Почему? Объясню позже. А пока задам еще один вопрос: «Вы пользовались маршрутом № 9 (балаклавским)? И как? Чисто. Уютно. Водители благожелательны, иногда даже предупредительны. А знаете почему? Они не просто отстранены от работы с наличкой (в салоне—кондукторы), у них оклад с премиальными в зависимости от интенсивности и качества труда. Сделайте то же самое у маршруточников! Любители шальных денег, конечно, разбегутся. Уже разбегаются. Но вместе с ними уйдет и сегодняшняя агрессия в салонах маршруток.
Почему бы так и не сделать? А вот это и есть, на мой взгляд, самый краеугольный вопрос всей нынешней проблемы. Для этого придется вывести «из тени» всю экономику в этом бизнесе. В чем не заинтересованы владельцы маршрутов. Да и городские власти, есть такое подозрение, не стремятся регулировать процессы. Опара, так сказать, не дозрела.
Подтверждением этого—ситуация с компенсациями перевозчикам за тех же льготников. С ней еще сложнее, чем с тем сусликом, которого не видно, но все знают, что он есть. Компенсации, как утверждают водители, не видно… Так есть они или все-таки нет? И есть. И нет. Как посмотреть. Механизм точно есть. Постановлениями правительства Севастополя № 496-ПП от 10.06.2015 г. и № 417-ПП от 29.06.2018 г. прописан порядок предоставления субсидий из бюджета Севастополя для автомобильного транспорта. Вторым документом даже определены формула расчета и порядок получения субсидии. В частности, для определения количества льготников используется коэффициент 0,35. То есть транспортники за перевозки льготников могут получать дополнительно еще треть от задекларированной выручки! И, если следовать логике публичных заявлений руководителей департамента соцзащиты (субсидии должны оформляться через него), с соответствующими заявлениями… никто не обращается.
Вывод напрашивается сам собой: «в тени» на сегодня выгоднее, чем «на свету». Вот и получается, что никто и не врет, и всей правды никто не говорит. Страшные рассказы водителей о том, что никаких субсидий нет, вроде бы и соответствуют действительности… но при этом сама возможность получить субсидию существует. Всем ли она доступна—другой разговор. Как сообщил председатель постоянной комиссии законодательного собрания Севастополя по бюджету Вячеслав Аксёнов, в представленном правительством проекте бюджета на предстоящий год присутствуют два пункта по части компенсации провоза льготников. Один из них предусматривает компенсацию порядка 400 миллионов рублей государственному «Севэлектроавтотрансу», а всем частникам—порядка 50 миллионов. Хотя объёмы перевозок государственным и частными перевозчиками, как минимум, сопоставимы.
Это я к чему: планирование у нас, как известно, идет от достигнутого. Но тогда какую же сумму собирались отдать из бюджета частникам в текущем году? Даже если 50 миллионов, то этого вряд ли достаточно, если все возьмут и обратятся… Но, похоже, такой бюджетной беды в городе пока не случится. И всех это устраивает. Перевозчиков—понятно почему. Либеральная позиция власти тоже, в принципе, объяснима: сейчас у города нет достаточного количества транспорта, чтобы обеспечить все маршруты. Потому поневоле и закрывают глаза на многое из того, что может нарушить довольно, как показали последние события, хрупкий баланс на рынке транспортных услуг.
Конечно, вполне можно допустить, что именно владельцы маршрутов и рассказывают своим водителям об отсутствии субсидий. Им лицо сохранить надо. Но при этом они же исправно платят штрафы за отказы водителей на маршрутах возить льготников. В принципе, наверное, и в профильных департаментах могли бы более активно побуждать перевозчиков к обращениям за субсидиями: по условиям контрактов последние должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров, а постоянные конфликты с водителями в структуру качественного обслуживания, согласитесь, не вписываются. Но тогда… Тогда перечитайте еще раз все вышеописанное. Такое вот личное понимание ситуации».
Что ж, как говорится, точка зрения, может, и не во всем безупречная. Но, на наш взгляд, заслуживающая вполне пристального внимания. В принципе, то, что было начато в октябре текущего года в плане организации транспортного обслуживания льготников, вполне походило на революцию сверху. Но, видимо, не все революционные предпосылки оказались вполне вызревшими… Пока начавшаяся было революция жива творческой энергией льготных категорий пассажиров, которые своими действиями вот уже несколько месяцев пытаются вывести всех транспортников «из тени». Но проблема в том, что последним и там хорошо. Очень хорошо! Отсюда и особая конфликтность ситуации.
Какой же итог? Откровенно говоря, если не последует мощной поддержки сверху, результата, скорее всего, никакого и не будет. Если повезет, транспортные услуги в пределах возможностей бюджета просто монетизируют. Обратили внимание, что сегодня в среде льготников Севастополя катится своеобразный флешмоб: «Поддержи севастопольского маршруточника—заплати за проезд!»? Транспортники явно перехватывают инициативу. И тех, кто платит, становится все больше. Однако запущенный в городе механизм субсидий и льгот в секторе общественного транспорта все-таки должен перейти от этапа наладки к четкому функционированию.

 

Александр СКРИПНИЧЕНКО.

Александр Скрипниченко

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера