Кто в ответе за экологию

Кто в ответе за экологию

Когда Черное море было чистым

Однажды в 9-м классе к нам в мужскую школу им. А.В. Суворова в городе Измаиле пришли двое мужчин (потом мы предположили, что это офицеры ДОСААФ). Ребятам было предложено пойти в поход на неделю на шлюпках.
Экипажи двух шлюпок были сформированы быстро. Мы впервые в жизни в них разместились, прослушали инструктаж и пошли вверх по Дунаю через Репиду в озеро. Грести еще не умели—чаще это были удары по спине впереди сидящего. А вечером после приготовления на костре ужина мы разместились и слушали сказки о звездном небе. Небо над нами было чистым, усыпанным звездами, а воздух—вкусным. Тогда еще мы не слышали слово «экология». Его еще не произносили и в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище в бухте Голландия.
Мы еще не знали о том, что понятие «охрана окружающей среды» применил немецкий биолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919), ученик и пропагандист учений Чарльза Роберта Дарвина (1809-1892), после чего идею продолжила группа ученых-последователей в России: Иван Васильевич Вернадский (1821-1884), Г.И. Танфильев (1857-1928) и другие люди науки.
Зато мы уже знали, что среди корабельных задач боевой подготовки есть элемент оказания помощи кораблю, терпящему бедствие, и, согласно корабельному расписанию, мы должны высадить на аварийный корабль спасательную группу, в основном из матросов БЧ-5. Я ходил командиром таких групп. А потом, много позже, появились специальные войска—МЧС—со своим объемом обязанностей.
Мне приходилось голышом пролазить под нижнюю часть главного котла и собирать протечки мазута в пустую консервную банку, после чего сливать собранное в кандейку для сбора смазочного масла.
В то время на внутреннем рейде Севастополя стояли в среднем два линкора и пять крейсеров. Минная и Троицкая стенки были заняты эсминцами и сторожевыми кораблями. Также были заняты кораблями причалы в Одессе и Поти. Но Черное море было чистым, по ночам небо над головой было усыпано звездами, и мы звонко пели песни…
Мне доставляло удовольствие смотреть на красивые созвездия с загадочными названиями: Орион, Кассиопея, две Медведицы, вся звездная карта нашего полушария.
А сейчас? Есть экологическая служба, но нет экологии с ее различными добавками. Нет кристально чистого неба над головой, нет чистого морского воздуха, все дороги вдоль тротуаров заставлены частными машинами, на трассах—бесконечные «пробки».

 

Любить свой город

Я спрашивал многих владельцев собственных машин, такси и маршруток, какой коэффициент избытка воздуха у двигателя их машины. И получал глубокомысленный ответ: «Не знаю. А зачем мне это?» А почему при подъеме к площади Восставших у автобусов из выхлопной трубы вырывается шлейф черного дыма? Вот этими выхлопами мы и дышим.
На флоте все по-другому. На боевых кораблях имеются сепараторы очистки трюмных вод. На морских технических средствах, построенных по проектам Севастопольского ЦКБ «Коралл», предусмотрены все технические средства для охраны окружающей среды. Помню, на государственных испытаниях буровой установки «Шельф» назойливый представитель Минводхоза долго пытался найти на ней средство засорения моря. Я попросил радиста включить по верхней палубе для отчаявшегося инспектора классическую музыку. Вскоре мы вышли на палубу, а вокруг буровой установки высунули мокрые головы любопытные нерпы. Наверное, наслаждались музыкой.
Чистым было и Средиземное море. Стоя на якоре, мы проводили большую приборку на корабле. И когда над палубой разливалась музыка, всплывали черепахи. Одну из них минеры подняли на палубу. Мы сфотографировались вместе с ней и отпустили в море.
Затем в 1998 году я был назначен руководителем самостоятельной группы экологической безопасности в ЦКБ «Коралл». Все разработанные нами пояснительные записки к проекту морских технических средств согласовывались с заказчиками без особых возражений.
Я предлагаю читателям поддержать мое желание принять определенные и оперативные меры по очистке окружающего нас воздуха. Опираясь на информацию ГАИ, произвести расчет объема использующегося воздуха и проданного топлива для работы двигателей внутреннего сгорания, вычислить количество объема выхлопных газов и определить количество вдыхаемого нами воздуха в усредненных размерах, а также продолжительность нашей жизни, чтобы знать, когда мы задохнемся и умрем.
Предлагаю разработать проект городского закона о порядке использования персональных автомашин: например, в понедельник запретить пользоваться автомобилями с нечетными номерами и произвести им профилактический осмотр, в четверг—табу машинам с четными номерами. Еженедельный осмотр машин должен стать правилом. В законе можно прописать этот день санитарным.
Мы должны любить свой город, в нем жить нашим потомкам. Хочется верить в то, что не только белокаменные дома, но и чистый воздух будет визитной карточкой Севастополя.

 

А. МУЛЕНКО, гражданин города с 1952 г., «чернобылец», участник боевых служб в Порт-Саиде.
На снимке: экологически чистое сооружение «Шельф» (проект ЦКБ «Коралл»).

Другие статьи этого номера