Мелодии атриума

Мелодии атриума

Четвертый раз на полуострове прошел традиционный ежегодный благотворительный фестиваль «Мастера искусств—детям» (художественный руководитель фестиваля—Владимир Николенко, главный хормейстер—Эрнест Бекиров, главный дирижер—Владимир Ким, автор идеи фестиваля—Александр Ткачев). Тысячи человек откликнулись на призыв организаторов масштабного мероприятия помочь детям, страдающим онкологическими заболеваниями.

 

О концертных площадках

Залов с идеальной акустикой мало. Мало настолько, что все они известны. Достаточно назвать зал Миланской оперы «Ла Скала». В ряду с ним не только залы, например, Венского и Одесского оперных театров, но и некоторые соборы, в сводах которых мастера удачно, в нужных местах вмуровали голосники—керамические сосуды.
Признаться, включить в этот список здание Симферопольского железнодорожного вокзала даже неловко. Но именно его атриум со своеобразной «кожицей» потолка—мембраной на высоте 2-3 этажей—приглянулся крымским музыкантам и вокалистам. Здесь неизменно в течение четырех лет дают старт фестивалю. Звуки скрипки, других музыкальных инструментов, голоса певцов под этими сводами обретают неповторимую красоту. Выступать здесь—одно наслаждение. Сам бы пел, если бы позволили.
Строители, в том числе и пленные немцы, поднимали в Симферополе здание железнодорожного вокзала неспешно, в течение шести лет, начиная с 1946 года. Автор его проекта—академик архитектуры Алексей Душкин—взял за образец некоторые объекты генуэзской крепости в Судаке, а также Ливадийского дворца. Зодчему удалось разгадать тайны памятников прошлого.
Место старта фестиваля—Симферопольский железнодорожный вокзал—символично. Отсюда его участники как бы отправляются в путь по полуострову. Первая остановка—в Севастополе. В нашем городе перед участниками фестиваля распахивает двери Центр культуры и искусства.

 

О программе фестиваля

До сих пор в нее включали произведения Джона Раттера, Франца Шуберта, Джованни Перголези, Антонио Вивальди… Ежегодно репертуар меняется. Нынче вниманию публики предложена «Месса мира» («Вооруженный человек») британца Карла Дженкинса.
За плечами талантливого композитора (в будущем году ему исполнится 75 лет)—сложный творческий путь. Молодым он приобрел известность как джазовый виртуоз и импровизатор. Начальные его шаги как композитора—музыкальное оформление рекламных роликов. Дело в наше время весьма материально выгодное он оставил, чтобы окунуться в подлинные богатства этнической и академической музыки. Творчество Карла Дженкинса в этой области, пишут знатоки, «отличается эклектичностью, контрастностью, сложностью гармонического языка».
«Месса мира» («Вооруженный человек»)—вершина творчества исполнителя и сочинителя музыки. На его родине это произведение, созданное два десятка лет назад, исполнялось не менее 350 раз. У нас оно звучит впервые. Знатоки откликнулись на главное сочинение Карла Дженкинса: «Оратория пронизана пацифистскими идеалами и посвящена памяти жертв войны в Косово». В тринадцати ее частях отчетливо звучат топот тяжелых солдатских сапог, бой барабанов, залпы пушек, призывы к молитвам мусульман и православных, полные ужаса крики увечных… В то же время музыка оставляет надежду на преображение человечества через осознание последствий войны. В будущем оно вычеркнет братоубийство из своей истории.
Гуманистические мотивы в музыке Карла Дженкинса достойно оценены современниками. Так, в 2005 году он произведен в офицеры Превосходнейшего ордена Британии. Десять лет спустя композитор посвящен в рыцари королевы в титуле бакалавра.

 

Об исполнителях

Во всех четырех благотворительных фестивалях «Мастера искусств Крыма—детям» участвовали камерный хор Крымской государственной филармонии «Таврический благовест» (руководитель—Владимир Николенко), образцовый концертный хор «Радуга» Симферопольской детской музыкальной школы № 1 имени С.В. Рахманинова (руководитель—Ольга Шаповалова).
Плотный график выступлений дважды позволял выходить на сцену коллективу симфонического оркестра Крымской государственной филармонии. В 2016 году во втором фестивале участвовали севастопольские вокалистки Арзы Меджитова и Мария Мандзий.
Наконец настал черед Севастопольского государственного симфонического оркестра. Его послужной список не менее впечатляющ: десяток симфоний в репертуаре, столько же концертов для виолончели с оркестром, полтора десятка фортепианных, 30 оперных арий. Оркестр представлял Севастополь в ряде фестивалей. Пять лет, с 2006-го по 2011 год, без него не расцветала «Французская весна».
—В прошлом году организаторы фестиваля «Мастера искусства Крыма—детям» предложили нам исполнить сочинение митрополита Алариона (Алфеева) «Страсти по Матфею»,—сказал нам художественный руководитель и главный дирижер Севастопольского симфонического оркестра Владимир Ким.—Нынче мы с восхищением и интересом воплотили в звуки «Мессу мира» Карла Дженкинса.
Это была увлекательная работа. На сцене одновременно находились не только Севастопольский государственный симфонический оркестр, но и камерный хор Крымской госфилармонии «Таврический благовест», мужская группа Крымского камерного хора вокально-хореографического ансамбля «Таврия», образцовый хор «Радуга» Симферопольской детской музыкальной школы № 1 имени С.В. Рахманинова, а также солисты-вокалисты Ирина Бараховская, Феру Биязова, Асан Билялов и Самсон Асеев.
Месса—сложнейшее, во многом новаторское произведение Карла Дженкинса. На сцене—и музыканты, и хоры, и отдельные исполнители. Во всем достигнута поразительная гармония. Не чудо ли? Чудо—в высочайшем профессионализме артистов.
Через день-другой фестиваль пришел в курортную Евпаторию. В маршрутах трех предыдущих лет был еще и город-герой Керчь.

 

О фестивале

Анна Новосельская—министр культуры Республики Крым:
—Поддержка гуманистического начала и академического искусства является приоритетной задачей для Минкульта Республики Крым. Именно поэтому благотворительный фестиваль «Мастера искусств Крыма—детям»—одно из наиболее важных социально значимых мероприятий, проводимых в течение года.
Владимир Николенко—художественный руководитель фестиваля и камерного хора «Таврический благовест»:
—Для крымчан, выросших в многонациональной поликультурной среде, творить добро и сеять мир—понятия равнозначные. Они—в наших корнях, в крови, они—фундаментальная основа нашей культуры. Именно поэтому в фестивале «Мастера искусств—детям» 2018 года мы обращаеися к антивоенной теме, теме мира, который дарит жизнь.

 

А. КАЛЬКО.
На снимке: выход к публике (на переднем плане слева направо—В.М. Николенко, В.Н. Ким, О.И. Шаповалова).
Фото автора.

Другие статьи этого номера