В ожидании чуда…

В ожидании чуда...

Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого приглашает на выставку «Чарующее волшебство зимы».

 

Рождественские и новогодние праздники—самые чарующие и волшебные! Их любят и ждут от мала до велика, проявляя любопытство и непосредственность в ожидании чуда! Создать «зимнюю сказку» в рамках классической экспозиции музея непросто, но талант севастопольского художника Ирины Антоновой, каждый год участвующей в новогодних выставках, в очередной раз дарит нам, как в детстве, радость, восторг и другие эмоциональные переживания, а также готовность удивляться и погружаться в этот забавный, порой загадочный сказочно-игрушечный мир.
Три авторские композиции—«Зима», «Берендеевка» и «Семья Снеговиков»—впервые собраны вместе. Одна из них, «Берендеевка», посвящена постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Образ русской деревни, укрытой сугробами, напоминает о патриархальном укладе жизни, не меняющемся веками: от древней Руси до наших времен.
Современный художник из Подмосковья В.П. Губарев (1936 г.р.) в офорте «Свежий снег» (1984 г.) представляет панорамный вид холмов, засыпанных снегом, оврагов и равнин, среди которых затерялись небольшие деревеньки, едва различимая запряженная крестьянином лошадь. Рассматривая композицию, понимаешь, что древний славянский мир не исчез, он продолжает свое существование в просторах нашей страны, являясь той самой истиной и бытийной Русью. В этом офорте с его тонкими тональными переходами снежных покровов и небес соединились и лирические саврасовские, и бессобытийно-философские, и немного сказочно-фольклорные интонации.
Русская реалистическая пейзажная школа представлена картиной А.С. Степанова (1858-1923 гг.) «Деревня зимой» (1890 г.). Тяжела и голодна жизнь в деревне зимой с ее холодами и стужами. Простой бесхитростный пейзаж с залежавшимся снегом, чернеющими сараями на фоне мглистого неба и унылой лошадью, на первый взгляд, монохромен и бессобытиен, но в нем заключена сложная внутренняя жизнь. В картинах художника всегда органичны пейзаж и животные, что в свое время оценил В.А. Серов, по настоянию которого Степанов стал преподавать в классе анималистической живописи в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества).
Украинская реалистическая школа представлена небольшим произведением П.А. Левченко (1856-1917 гг.) «Старый дом. Зима» (1910 г.?). Утонул в сугробах покинутый обитателями деревянный дом. Безлюдно. Зияют пустые окна веранды. Как старый дед, ожидающий внучат, дремлет он под снежной шапкой. Художник-лирик задушевно отражает тонкие и неуловимые движения природы.
Знаменитый живописец начала XX века Н.П. Крымов (1884-1954 гг.), обращаясь к любимому зимнему деревенскому мотиву, сознательно обобщает и упрощает формы: в жанровом мотиве он переосмысливает традиции лубка (народной картинки). В картине «Зима» (1909-1910 гг.) природа словно замерла: заиндевевшие кроны деревьев в морозном мареве приобрели декоративную ажурность. Весь пейзаж и крестьянин с лошадью словно застыли в едином поэтически-созерцательном состоянии.
О городской жизни низшего сословия зимой горестно рассказывает художник-передвижник В.Е. Маковский (1846-1920 гг.) в произведении «Ночлежный дом» (1894 г.). Здесь обнажены трагические судьбы беднейших людей, вынужденных зимой ночевать на улице. Суровая правда жизни передана художником подробно и с большим сочувствием.
В городском пейзаже К.И. Горбатова (1876-1945 гг.) «Оттепель» (1910 г.) схвачены сложная смена настроений, зыбкое атмосферное состояние природы. «Расплакавшийся» слякотный вечер с тонкими «маятными слезами» в небе, возможно, за ночь сменится и будет снег и мороз. А пока в вечернем сыром колористически точно переданном небе расплываются купола и крыши домов, в окнах зажигаются огни, люди, экипажи суетятся, все спешат к домашнему теплу, рождественским елкам.
Самым пушистым морозным и по-настоящему зимним пейзажем в экспозиции музея является картина И.Э. Грабаря (1871-1960 гг.) «Зимнее утро» (1907 г.). Этого праздничного многоцветья художник добился при помощи мелких раздельных фактурных мазков (разложение цвета на холсте называется дивизионизмом). Интерес к зиме, ее цветовому богатству стал для Грабаря одной из главных и любимых тем в творчестве.
Россия считается холодной, загадочной страной. Ее длинные зимы и прекрасны, и трагичны. Великие творцы А. Пушкин, А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Блок, П. Чайковский… в разных областях искусства создали непревзойденные и незабываемые шедевры.

 

М. СОБЧИНСКАЯ, искусствовед.
На снимке: спешите видеть чарующее волшебство зимы.

Другие статьи этого номера