Карьеру в школе сделать сложно, но можно

Доля педагогов в системе образования Севастополя в возрасте старше 50 лет составляет 28,5%. Педагогов в возрасте до 25 лет—7%. Дефицит педагогических кадров на декабрь минувшего года составил свыше 400 человек. Из них более половины, 58% педагогов, не хватает в школах. По словам директора департамента образования Севастополя Игоря Белозерова, налицо старение кадров и недостаток молодых специалистов.

 

Дефицит кадров усугубляется уровнемКарьеру в школе сделать сложно, но можно профильного образования. Высшее образование имеют только 78% севастопольских учителей, из них педагогическое—92%. Среднее профессиональное образование имеют 22% педагогов, и только 30% из их числа—педагогическое. Кадровые проблемы закрываются за счет внутреннего совместительства и расширения зоны исполнения работ, то есть за счет увеличения нагрузки на учителей и совместительства.
Между тем министр просвещения России Ольга Васильева анонсировала изменения в кадровой сфере образования в наступившем году. В частности, речь шла о новых педагогических должностях, таких как старший учитель и ведущий учитель. Предполагается, что карьера учителя отныне может развиваться не только по горизонтали, но и по вертикали.
Для этого по поручению президента России создается Национальная система учительского роста. «Мы нисколько не умаляем прежние заслуги наших педагогов. То есть останутся и первая, и высшая категории, и заслуженные наши учителя. А новые должности—это именно должности: за ними стоят реальные обязанности, которые необходимо исполнять»,—сказала Васильева.
Министр отметила, что старший учитель будет координировать работу других педагогов, методически ее сопровождать и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории с учетом особенностей учеников. По словам Васильевой, стать старшим учителем можно будет, только проработав в школе пять лет и получив предварительно первую или высшую квалификационную категорию.
Ведущий учитель станет наставником для молодых педагогов и будет помогать им войти в профессию. К нему требования еще выше: десять лет стажа плюс высшая квалификационная категория.
«Мы очень хотим, чтобы у него была возможность для творческого подхода к воспитанию молодых педагогов, для вдумчивых бесед, для передачи опыта. Ведь в нашей работе очень много тонкостей, о которых с молодыми учителями действительно нужно говорить. Например, о том, как правильно войти в класс, как себя подать. Даже один этот момент может очень сильно повлиять на всю дальнейшую работу»,—заявила министр.
Глава Минпросвещения России отметила, что надо возвращать методические объединения внутри школ, восстанавливать связи между старшим поколением и поколением учителей, которые сегодня приходят на смену.
В ближайшие шесть лет в рамках национального проекта «Образование» будет выделено более 750 миллиардов рублей, также сообщила российский министр просвещения. «В основном это федеральные средства, значительную часть которых министерство направит в регионы в форме субсидий. На что пойдут деньги? На создание новых мест в сельских школах, на межрегиональные центры компетенций и повышения профессионального мастерства учителей, на детские технопарки и мобильные технопарки «Кванториум», на IT-кубы, на вовлечение детей в естественнонаучное и техническое творчество, на их раннюю профориентацию».
Как известно, национальный проект в сфере образования был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году. В нем указывается необходимость обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Напомним, что в конце 2018 года в Севастополе впервые прошла форсайт-сессия «Развитие образования Севастополя-2023», в ходе которой представители профессионального сообщества и органов исполнительной власти вместе определяли основные пути развития инфраструктуры и кадрового потенциала отрасли на ближайшие пять лет. Кроме того, в рамках соглашения между Москвой и Севастополем предусмотрено финансирование отрасли образования в размере 3,872 млрд рублей. Данная сумма рассчитана на трехлетний период и включает расходы на ремонт, капремонт и оснащение оборудованием объектов социальной инфраструктуры: в 2019 году Москва рассчитывает вложить 1,172 млрд рублей и по 1,35 млрд—в два последующих. Среди расходных статей указаны 80 средних и 89 дошкольных учреждений, по 12 объектов среднего профессионального и дополнительного образования.

 

Подготовила Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
Фото В. Докина (из архива редакции).

Другие статьи этого номера