Какие наши цены: ЦБ назвал товары, которые подорожают в 2019 году

Какие наши цены: ЦБ назвал товары, которые подорожают в 2019 году

Рост НДС и акцизов на бензин изменит стоимость электроники, бытовой техники и некоторых продуктов питания.
Цены на бензин, сигареты, вино и автомобили вырастут в 2019 году, следует из доклада Центробанка «О денежно-кредитной политике». По прогнозам регулятора, топливо и табак подорожают в пределах 4,6%, алкоголь—на 0,9%, а автомобили—на 0,2%. Это обусловлено изменением акцизов с 1 января. При этом инфляция ускорится с 4 до 5-5,5% еще и на фоне роста НДС. И если этот налог влияет не на все группы товаров—для продовольствия ставка останется льготной, то удорожание бензина влечет расходы на транспортировку, а их несут практически все производители, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Из-за этого в 2019 году подорожают бытовая техника, электроника, обувь, одежда и транспортные услуги. В группе риска также хлебобулочные изделия, фрукты и овощи.

 

Цена налога

В 2019 году ожидается ряд изменений в налоговом законодательстве: НДС вырастет с 18 до 20%, повысятся акцизы на бензин, табак и автомобили. Налог на алкогольную продукцию не изменится, но из-за требований ВТО предполагается отмена льготных акцизных ставок на российские вино и шампанское. По оценке ЦБ, топливо и сигареты могут подорожать до 4,6%, машины—на 0,2%, а вино—на 0,9%. Это верхняя оценка возможного вклада акцизов в рост цен, рассказали «Известиям» в пресс-службе регулятора.
Однако удорожание бензина даже в пределах инфляции и повышение ставки налога на добавленную стоимость могут сказаться на розничных ценах многих товаров. Главным образом вырастут затраты на транспортировку и складское хранение. На продовольствии это отразится не так сильно, но остаются транспорт, туризм, недвижимость и бытовая техника. Товары и услуги не первого, но всё же массового спроса.

 

Как на дрожжах

Ставка НДС для социально значимых товаров составляет 10% и расти не будет. В эту группу входят лекарства, мясо, овощи, крупы, продукты для детского и диабетического питания, а также некоторые другие, пояснил старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин. То есть к этому фактору продовольствие не так чувствительно. Но практически на любой товар влияет цена топлива, главным образом из-за роста расходов на доставку.
Основной удар в наступившем году придется на товары, в стоимости которых высокая доля расходов на транспорт сочетается с ростом НДС, считает вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В качестве примера он привел обувь, бытовую технику и одежду. Такая продукция может подорожать на 3-5% за счет НДС и еще на 1-2% из-за бензина, полагает Дмитрий Скрябин. Всё это непродовольственные товары, но на продуктах рост цен на топливо тоже скажется: ведь производители несут расходы на всех этапах—от посевной до прилавка, пояснил Павел Сигал. По словам главного аналитика «БКС Премьер» Антона Покатовича, подорожают хлебобулочные изделия, фрукты и овощи. В их себестоимости велика доля расходов на транспортировку и хранение.
Опросы ЦБ показали, что 50-60% компаний в строительстве, транспорте и торговле планируют увеличить отпускные цены на 2-8%. Верхняя граница этого диапазона выше ожидаемой инфляции, отметил аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Он добавил, что на транспорте, особенно в таких монополизированных отраслях, как железнодорожные перевозки и метро, не исключен самый настоящий инфляционный шок, особенно в случае роста цен на топливо. Также должны подорожать электроника и бытовая техника—этот рынок склонен к монополизации.

 

Инфляция, которую мы ожидали

По прогнозам Банка России, в 2019 году инфляция может увеличиться до 5-5,5%, а на пике—и до 6%. Основной прирост придется на I квартал. Эксперты настроены более оптимистично: возможно, повышение цен будет не столь ощутимым даже на фоне увеличения НДС, акцизов и сопутствующего роста розничной стоимости топлива.
Инфляция в 2019 году может составить 4,2%, считает Дмитрий Скрябин. В начале года на ней скажутся НДС, акцизы, бензин и рост тарифов ЖКХ. По мнению Тимура Нигматуллина, по итогам I квартала 2019-го инфляция в годовом выражении составит 5,3%, а по итогам второго—уже 5%. Далее показатель планово пойдет на спад.
Россияне, конечно же, опасаются активного роста цен. Как отметила руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова, инфляционные ожидания сейчас выше, чем год назад, из-за целого ряда событий. И первое—рост цен на бензин в мае 2018-го. Затем последовало сообщение о повышении НДС и пенсионного возраста с 2019-го—это вынудило россиян переоценить свои будущие доходы, пояснила она. По словам Марины Красильниковой, дело в том, что инфляционные ожидания складываются не только из информации о ценах, которые люди видят в магазине, или новостей о налогах, а и из представлений о материальных условиях жизни в будущем.

 

Л. БАРСКАЯ.

 

В тему

ОСАГО-2019

В России по поручению Центробанка начало действовать расширение тарифного плана для ОСАГО на 20% вверх и вниз, а также изменение подходов к соотношению «возраст—стаж» и «бонус—малус».

 

Теперь диапазон базового тарифаКакие наши цены: ЦБ назвал товары, которые подорожают в 2019 году для легковых авто физлиц составляет 2746-4942 руб. вместо действовавшего ранее коридора в 3432-4118. Для владельцев мотоциклов и мотороллеров тарифы снизились на 10,9% и составили 694-1047 руб., для легковых авто юрлиц—на 5,7%, до 2058-2911 руб. Тарифный коридор для такси расширяется в обе стороны до 4110-7399 руб., отмечает ТАСС.
Система коэффициентов «возраст—стаж» теперь будет разделяться на 58 категорий вместо четырех. Для водителей от 16 лет до 21 года максимальный коэффициент увеличивается с 1,8 до 1,87. Для опытных водителей старшего возраста (от 59 лет) со стажем от 6 лет КВС будет снижен до 0,93, что равно скидке в 7%. Изменяется и расчет коэффициента «бонус—малус» (надбавка за аварию, КБМ). Он будет назначен водителю раз в год без перерасчета в течение этого времени. Кроме того, новая система безопасности предполагает сохранение всех накопленных скидок.
Между тем, по данным социсследования ВЦИОМ, 57% автовладельцев в целом удовлетворены работой системы ОСАГО. При этом 66% водителей не устраивает размер тарифов, предлагавшихся в 2018 г., и 83% всех автовладельцев выступают за либерализацию тарифов по обязательной «автогражданке». Автомобилисты считают, что ОСАГО упрощает получение компенсации за ущерб, нанесенный виновником ДТП (74%), способствует урегулированию конфликтных ситуаций в случае ДТП (82%), гарантирует компенсацию ущерба пострадавшему в ДТП, т.к. выплаты производит не виновник, а страховая компания (76%). С предположением, что полис необходим только малоопытным водителям, не согласились 79% опрошенных.
Говоря о том, что не устраивает их в текущей ситуации, 66% респондентов называют высокие тарифы на полис ОСАГО. При этом, рассуждая, каким должен стать тариф, 88% автовладельцев выступили за индивидуальный подход, а не за принцип уравниловки. Участники исследования считают, что оптимальным решением было бы перераспределить тариф: установить повышенный тариф тем, кто регулярно попадает в аварийные ситуации, и пониженный тариф—для аккуратных водителей (88%), а варианты «повысить тариф для всех при увеличении уровня выплат» и «понизить при снижении» считают неудачными. Подтверждают, что новая система была бы абсолютно справедлива, 87% автовладельцев.

 

Подготовил Сергей КОШКИН.

Другие статьи этого номера