Пожалуй, в мире нет покупателя, который хотя бы раз не попался на уловку продавца. Исторически у этой «сладкой парочки» интересы диаметрально противоположные: если один хочет выгодно купить товар, то другой—выгодно его продать.
Жалобы на обман поступают, как правило, со стороны покупателя. Но бывает, что при операции «купи-продай» страдает также и продавец. О таком вот случае нам рассказала Татьяна Сергеевна:
—На днях купила в супермаркете наволочку по привлекательной цене—54 рубля. Принесла домой, примерила на подушку—очень даже прилично смотрится. Решила купить еще одну такую же, но каково было мое удивление, когда на следующий день мне в чеке эту наволочку пробили почти в три раза дороже! Обратилась к менеджеру с вопросом, почему за сутки цена на товар так выросла. Он вызвал работницу отдела, которая ушла в торговый зал с моим товаром, а вернувшись, пояснила, что кто-то из ушлых покупателей переклеил ценники со штрих-кодом и купил дорогую наволочку по цене дешевой. Ну а мне досталась наволочка по дорогой цене.
—У нас покупатели еще не так «чудят»! Поэтому всегда штрих-коды сверяйте при покупке,—посоветовал администратор.
Стоит отметить, что данная ситуация разрешилась в пользу покупателя.
Существуют правила продажи отдельных видов товаров (постановление правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года), где указано, что магазин должен обеспечить правильное оформление ценника на товар с указанием его стоимости (пункт 19).
Если же ценник неправильный, покупатель имеет право на возврат разницы в цене между тем, что сказано в чеке, и тем, сколько в действительности стоит товар. Для этого следует написать заявление на имя директора магазина со ссылкой на непредоставление вам достоверной информации о товаре (статья 12 закона «О защите прав потребителей») и попросить вернуть переплату.
После предъявления паспорта (хорошо, что он был у покупательницы с собой) и заполнения заявления Татьяне Сергеевне сразу же вернули разницу в стоимости, и домой она ушла с покупкой.
Однако далеко не всегда покупателю удается отстоять свои права без нервотрепки. Чаще всего нас обманывают в продуктовых супермаркетах, манипулируя с ценниками. Так, под фисташками может оказаться ценник на соленые орешки, длиннозерновой пропаренный рис может быть выставлен над ценником более дешевого шлифованного риса, а ценник на акционный товар может вообще оказаться без штрих-кода, и тогда узнать, какой именно предмет из всех выставленных ему подобных можно приобрести со скидкой, вообще невозможно.
Способов манипулирования общественным сознанием—великое множество. Например, если у производителя товар (чай, сок, мармелад и т.д.) идет в разной расфасовке, на полку выкладываются большие упаковки, за которыми—несколько маленьких. Над ценником располагаются только маленькие упаковки. Покупатель уверен, что столько стоит большая упаковка, и даже если на кассе обнаружит несоответствие, сотрудник торгового зала укажет на разницу, предъявив маленькую упаковку.
Многие попадаются на уловку, когда на ценнике указана стоимость ста граммов товара, а не его полная цена. Например, человек думает, что покупает 200-граммовую палку сырокопченой колбасы за 75 рублей, но на кассе ему пробивают чек с суммой 150 рублей.
Еще один способ введения в заблуждение, когда на прилавки выставляют незначительно отличающийся друг от друга товар, например йогурт с разными наполнителями, а по акции продается только один из них, например с черникой. Ориентируясь на ценник со скидкой, покупатель берет йогурт с клубникой (черничный-то уже разобрали!), и на кассе ему пробивают товар без скидки. И даже если подмена обнаружится сразу, доказать преднамеренный обман в этом случае будет проблематично: акционный товар разобрали, а то, что покупатель вовремя не сравнил штрих-код,—это его оплошность. Единственное, что вам могут предложить,—написать заявление и вернуть деньги за товар. Но сделать это можно только при наличии паспорта, который далеко не все покупатели носят с собой.
Поэтому, чтобы избежать обмана, необходимо быть внимательным и всегда тщательно сверять штрих-коды на приглянувшемся товаре и выставленном под ним ценнике.
Кстати, государство в спорных случаях—на стороне покупателя: в соответствии с законом «О защите прав потребителей» (статья 10) и пункта 19 «правил торговли» (постановление правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55) продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о цене товара в рублях в виде ценника. Кассир и компьютер не являются установленным способом доведения до потребителя этой информации. Следовательно, если работник магазина утверждает, что информация на ценнике недостоверна, значит, имеет место нарушение правил продажи по ст. 14.15 КоАП РФ (на магазин могут наложить штраф в размере нескольких тысяч рублей). В этом случае пишется жалоба в книгу отзывов, а ее копию нужно направить в местное отделение «Роспотребнадзора».
Еще один вариант отстаивания своих прав—звонок на «горячую линию» «Роспотребнадзора»: 8-800-100-00-04. Если продавец что-то перепутал—это его проблема. Вы вправе требовать (под запись на видео в телефоне) продать товар по указанной цене. На видео фиксируются отказ, заполнение книги жалоб с озвучиванием того, что пишется, делается фото записи. Копии передаются в местное отделение «Роспотребнадзора».
И последнее. Неразбериха с ценниками—излюбленный метод «развода» покупателей: чем больше бардака, тем легче ввести человека в заблуждение. Но и здесь наши люди умеют извлекать для себя выгоду: давно подмечено, что если на полке выставлен какой-то товар без ценника, в большинстве случаев он будет акционным с хорошей скидкой. Именно на него надо обратить внимание, узнав цену у продавца или на кассе. Так что пользуйтесь народной мудростью и не дайте себя обмануть.
Подготовила Елена ИВАНОВА.