Анатолию Костенникову—семьдесят пять!

Анатолию Костенникову—семьдесят пять!

Три четверти века исполняется сегодня, 31 января 2019 г., Анатолию Михайловичу Костенникову. Многие десятилетия его знают в Севастополе. Редкое культурное событие в городе обходится без него. Он—то автор идеи, то режиссер, то консультант, то помогает многочисленным ученикам и своим друзьям сделать жизнь севастопольцев интереснее, насыщеннее, одухотворённее. Без таких профессионалов искусство и культура города будут намного беднее во всех смыслах.

 

СТАНОВЛЕНИЕ

Анатолий Костенников широко известен, публикаций о нём достаточно. Тем, кто «Славу Севастополя» читает недавно, напомню основные этапы жизни нашего героя.
Родился 31.01.1944 года в Свердловской области. Отец, Михаил Костенников, погиб через полтора месяца после рождения сына. Маме, Александре Тимофеевне, важно было спасти сына от голодной смерти. Повезло, выжили. С 1953-го Толик с мамой и отчимом живет в Новоазовске Донецкой области. В 14-й день рождения сына мать сделала царский подарок: поощряя увлечение музыкой, купила баян. Теперь в любую свободную минуту он на слух подбирал мелодии. Нот не знал, азы музыкальной культуры ему объясняла Ольга Ивановна Кудрявцева, консультант Московской консерватории, отдыхавшая в Новоазовске. Сама коренная ленинградка, она убедила мать, что талантливому сыну надо обязательно учиться.
Месяц занятий по теории музыки—с таким запасом знаний он приехал в Ленинград в 1961 году. В приемной комиссии удивились, что юноша, приехавший из глубинки Украины, не имеет начального музыкального образования. Такое в истории училища случилось впервые. Позже выяснилось, что Анатолия зачислили на дирижерско-хоровое отделение как своеобразный музыкальный эксперимент. И он полностью оправдался! Поставленное ему условие—за лето выучить программу по фортепиано из репертуара старших классов музыкальной школы—он выполнил.
Сам Костенников считает факт поступления в музыкальное училище главным экзаменом в своей жизни. Природный гармонический слух, талант и настойчивость в желании получить образование помогли успешно окончить музучилище при Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. По распределению Анатолий отправился в Красноярский край. Затем—Советская Армия. В Барнауле он окончил школу младших авиаспециалистов, но продолжил службу в качестве военного дирижёра. После службы Анатолий Костенников работал в Донецке и Макеевке. А в 1971 году женился на девушке из Севастополя, с которой познакомился в музыкальном училище в Ленинграде.
В 1978-м окончил Астраханскую государственную консерваторию.

ЧТО СДЕЛАНО

В Севастополе Анатолий Костенников с 1971-го. В 1974-м основал клуб филофонистов. 20 лет ежемесячно готовил программы для молодежи. Он с уважением вспоминает сподвижников по этой работе: Константина Верлатого, Георгия Шеченкова, Александра Зубарева, Александра Землякова, Александра Светличного, Владимира Петрухина и Константина Откидача. Они внесли большую лепту в создание и техническое обеспечение программ.
Как инспектор, а затем замначальника управления культуры горисполкома А.М. Костенников активно содействовал созданию камерного хора «Мадригал» Дома офицеров КЧФ, молодежного эстрадно-симфонического оркестра тогда еще Дворца пионеров и симфонического оркестра Севастополя. Был организатором и ведущим первых концертов в Художественном музее им. М.П. Крошицкого «Музыкальные откровения». Он—инициатор, организатор и непосредственный участник благотворительных хоровых концертов во Владимирском соборе—усыпальнице адмиралов, средства от которых направлялись на реставрацию и восстановление собора.
Анатолий Михайлович, руководя городским отделением Крымской госфилармонии, создавал для детей специальные литературно-музыкальные программы. По его инициативе родилась программа «Новые имена Севастополя», которая выявляла юных одаренных музыкантов.
Анатолий Костенников—инициатор и редактор-составитель антологии песен о Севастополе «Дифирамб Севастополю», посвященной 225-летию основания нашего города. Это первый опыт исторической и научной систематизации песен о городе-герое, охвативший период от Крымской войны 1853-56 гг. до настоящего времени.
Среди множества проектов воплощение одной идеи стоит несколько особняком. Анатолий Михайлович был инициатором, организатором и художественным руководителем первых в городе праздников славянской письменности и культуры памяти Кирилла и Мефодия, а также фестивалей фольклорной и духовной музыки. Последний возобновился в 2010 г. и в настоящее время проводится ежегодно кафедральным Владимирским собором в Херсонесе.
Севастополь стал восьмым городом в Советском Союзе, где начали отмечать этот праздник. Поддержанный властями города, он стал ежегодным городским праздником, отмечаемым 24 мая. Реализовать эту идею Анатолию Костенникову помогали севастопольский поэт Виктор Ингеров и директор театра им. А.В. Луначарского народный артист Украины Михаил Кондратенко (светлая память обоим), директор Херсонесского музея-заповедника Л. Марченко и его заместитель по научной и экскурсионной работе Т. Плаван, директор Культурного комплекса «Корабел» В. Аркин (светлая память), а также П. Савченков с коллективом «Русь» и В. Ким с хором «Мадригал». Большую значимость приобрели Дни славянской письменности и культуры, проводимые в форме концертов-фестивалей в филиале МГУ им. М.В. Ломоносова. С 2009-го концерты-фестивали переросли в международный студенческий фестиваль «Таврические ассамблеи славянского студенчества «Славянская мозаика».
Особую известность Анатолию Костенникову принёс радиоцикл «Маленькие шедевры большой музыки», созданный при поддержке главного редактора Севастопольского радио Ирины Катвалюк. Он—автор и бессменный ведущий, создавший на общественных началах с 1992-го по 2002 год около 700 передач! С 2012-го по февраль 2017-го цикл возобновили в цифровом формате. Слушатели узнавали о жизни и творчестве выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей, о музыкальных формах и жанрах, народном творчестве.
Для самых маленьких слушателей был выпущен радиоцикл «Улыбка», а для юношества—«Музыкальные портреты ХХ века». Передачи были так популярны, что автора узнавали по голосу. За циклы для радио А.М. Костенников в 2000 году был удостоен государственной премии Автономной Республики Крым. Вместе с творческим коллективом телевидения Севастополя Анатолий Михайлович в этом же году разработал творческий проект «Шедевры мирового музыкального театра».
Начиная с 2009 г. и до 2016 г. по его инициативе в филиале МГУ им. М.В. Ломоносова проходили международные искусствоведческие конференции, ставшие новым научным направлением в Севастополе и в Крыму: «Крым как перекрёсток музыкальных и художественных культур и современные культурологические процессы». Их цель—научный взгляд на богатейшую художественную культуру Крыма через призму истории и современности.
А.М. Костенников—педагог и учёный. С 1993-го по 2010 г. он преподавал в Севастопольском НТУ. С 2001-го по 2016-й—доцент Севастопольского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2005-м А.М. Костенников успешно защитил в Московской консерватории им. П.И. Чайковского диссертацию «Хор и ансамбль в оперном театре Вагнера», в настоящее время является членом Союза композиторов России. В 2011-м издал монографию «Ансамблево-хоровой комплекс в музыкальном театре Р. Вагнера». А.М. Костенников—автор нескольких десятков научных работ и многих публикаций в серьезных изданиях.
Краткий перечень его реализованных идей вызывает искреннее удивление. А если знать, что всё это делалось безвозмездно, то достойно всяческого уважения.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ПОЗИЦИИ

Любой излом общественного устройства, словно оселок, проверяет гражданственность позиции каждого из нас. Не у каждого есть смелость открыто высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Уже пять лет, как мы вернулись в Россию. Но и на таком коротком отрезке времени в истории города случались моменты, когда требовалось вмешательство общественности в решения чиновников.
На протяжении многих лет Анатолий Михайлович был председателем различных общественных советов (при горсовете, при главном и Ленинском районном управлениях культуры, при губернаторе). Занимая принципиальную позицию в вопросах развития культуры и искусства, Костенников обращался с письмами в различные инстанции. Письма президенту России, председателю Совета Федерации, председателю Государственной Думы, в законодательное собрание Севастополя, губернатору нашего города, руководителям управлений культуры города и района, депутатам Госдумы и дирижеру Гергиеву…
Во всех—о проблемах культуры в городе. Главное—это смелая позиция гражданина, осознающего, что от него тоже кое-что зависит. Пусть не удавалось сразу решить поставленные вопросы, но достижения есть. Решена проблема Художественного музея, музыкальная школа № 1 переехала в своё новое здание. Президент России Владимир Путин в январе этого года провёл совещание, в котором определены сроки создания в Севастополе нового культурного центра, который включает в себя театр оперы и балета, высшую школу искусств и хореографическую академию, а также музейный и киноконцертный комплекс. Срок реализации столь масштабного проекта—до 31 декабря 2023 года.
Создание подобного центра вобрало в себя очень многие предложения активистов и специалистов культурного фронта Севастополя, внесенные на заседаниях общественного совета по культуре и искусству под председательством А.М. Костенникова.

«ЗАВИДУЙТЕ: Я—ЕГО ДРУГ!»

Словно в зеркале, наше «я» отображается мнениями людей, с которыми общаемся. Экономя место, приведу лишь краткие высказывания друзей Анатолия Михайловича Костенникова о нем.
Екатерина Троценко, заслуженный деятель искусств Украины, зав. музыкальной частью русского драматического академического театра им. А.В. Луначарского, композитор: «Анатолий Михайлович—удивительный человек, один из лучших искусствоведов Севастополя и Крыма. Где бы я ни была, на конференциях или съездах, всегда упоминала об уникальном специалисте в области мировой культуры. Он полон идей, умеет их реализовывать. Безусловно, его место—в авангарде культурной жизни Севастополя».
Александр Сметанин, народный артист России: «Анатолий Михайлович—личность, устремленная к совершенству в культуре не только города, но и Крыма и страны. Влюбленный в музыку Рихарда Вагнера, он пронес эту любовь через всю жизнь. Когда я был начальником Ансамбля песни и пляски КЧФ, часто обращался к фоно- и видеотеке Анатолия Михайловича. Плюс к этому ещё и к партитурам великих мировых произведений. У него более 9500 пластинок, дисков, кассет… Той музыки, которая сейчас не звучит, хотя является раритетом… Я всегда по-хорошему завидовал его студентам—столько полезного и интересного в лекциях кандидата наук в области искусствоведения!»
Владимир Ким, заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер муниципального симфонического оркестра Севастополя: «Анатолий Михайлович—наша гордость! Наша творческая дружба зародилась в прошлом веке, от хора «Мадригал», который он создал. Он—инициатор создания нашего оркестра. Ещё много проектов есть у этого генератора идей, вот бы их воплотить! Завидую его студентам и коллегам: интеллигентен, высокообразован, короче, искусствовед мирового уровня. Он—достояние города! Желаю здоровья и творческих воплощений в жизнь всех его планов».
Владимир Гаркуша, главный дирижёр Днепропетровского театра оперы и балета, народный артист Украины: «Дорогой Анатолий Михайлович! Очень впечатлён вашей радиопередачей «Чайковский в Севастополе». Как повезло севастопольцам! Чайковский—мой самый почитаемый русский гений, да, пожалуй, и мировой. Последние полтора года читаю лекции в публичных местах о музыке и её гениях. Вы меня вдохновили продолжать это просветительство и дали несколько новых идей. Спасибо. Всего доброго, с уважением!»
Владимир Сильвестров, дипломант Союза композиторов СССР, композитор: «Не верю в женскую дружбу. Верю только в мужскую. Мы дружим более 40 лет. Он для меня—консультант, аранжировщик, педагог. Многие свои произведения, как инструментальные, так и вокальные, приношу ему на суд. Правильно принимаю критику и советы выпускника консерватории. Скажу больше: я постоянно у него учусь. А знаменитый цикл «Маленькие шедевры большой музыки», за что он получил госпремию АРК,—выше всяческих похвал! Завидуйте: я—его друг!»

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА

Генерирование идей непред-сказуемо. Невозможно знать, какая идея захватит Анатолия Михайловича завтра. Число его нереализованных идей ещё велико. Это, например, Максимова дача: по его мнению, «это идеальное место для проведения международных фольклорных фестивалей». Он восхищен возможностями Херсонеса! «Если тактично реконструировать, конечно, не трогая археологии, его концертные площадки, здесь можно проводить оперно-симфонические античные сезоны в Херсонесе.
В 1779 году с ошеломляющим успехом прошла премьера оперы «Ифигения в Тавриде» К.В. Глюка. Почему бы через 240 лет не повторить этот успех в Херсонесе? Проект с приглашением оперных звезд, исполнителей и оркестров мировой величины будет коммерчески выгоден. Часть средств можно будет направить на научно-реставрационные работы самого Херсонеса. И ещё. Коль Херсонес—колыбель христианства в России, сама история подсказывает идею о проведении в Севастополе фестиваля православной музыки! Можно приглашать коллективы всего православного мира. А Балаклава… Она таит в себе столько нераскрытых художественных возможностей!»
Анатолий Михайлович Костенников и на посту директора фонда содействия развитию науки, культуры и кино «Одиссей» в Севастополе в лучшем смысле слова сотворит ещё много интересного для пользы города-героя!

 

Г. ЭЛЬЧИЕВ, член Союза журналистов России.

Другие статьи этого номера