«Необходимо знать, кто такие наши подростки»

«Необходимо знать, кто такие наши подростки»

Министр просвещения Ольга Васильева—о психологии современных школьников, онлайн-обучении и роботах на уроках труда.

В ближайшие годы прием единого госэкзамена могут доверить компьютеру, в сельских школах планируется ввести онлайн-уроки, а на занятиях по труду—изучать робототехнику и виртуальную реальность. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр просвещения Ольга Васильева. Также она сообщила, что школьные психологи в недалеком будущем могут начать сопровождать учеников в Интернете.

 

Портрет школьника

—В прошлом году произошло несколько случаев нападения учеников на школы. Какие меры принимаются для пред-отвращения таких случаев?

—Это общемировая проблема, но если говорить про нашу страну, это не вписывается в общий психологический портрет, тут речь об особенностях конкретного ребенка. А это вопрос не только школы, но и семьи, самого подростка.
Мы ведем изучение психологического портрета современного школьника. Последние исследования такого рода проводились 30 лет назад, и нам необходимо знать, кто такие наши подростки. Ведь меняются мир, условия, дети…
Уже ясно, что сейчас роль психологической службы в школах возрастает. Как вы знаете, принята психологическая концепция. (Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года утверждена в декабре прошлого года.—«Известия»). Создан федеральный ресурсный центр психологической службы. Увеличилось число мест на психологических специальностях в вузах, они будут готовить больше психологов для образовательных учреждений, в том числе для школ.

—Что даст создание психологического портрета школьника?

—Это поможет нам усилить влияние образовательного процесса на ребенка, позволит корректировать педагогические методики, повлияет, безусловно, на содержание образования. Уже на сегодняшний день мы понимаем, что есть группы риска и есть те, кто требует особого, индивидуального подхода. Но у нас должны быть ответные реакции, должны быть правовые основы, позволяющие психологам при необходимости работать в Сети. На сегодняшний день у нас их нет, и мы об этом говорим с экспертами, с представителями депутатского корпуса.
Исследования носят фундаментальный характер, поэтому создание портрета школьника—длительная история. Это будет научная база, на которую мы будем опираться в работе. Нам очень важно, чтобы результаты были объективными.

Попасть в десятку

—Согласно поручению президента, наше школьное образование должно войти в десятку лучших в мире. Как решается эта задача?

—Наша начальная школа уже практически опережает всю планету. Что касается ребят постарше, то здесь, согласно международным исследованиям, у нас страдает один из трех основных показателей—функциональное чтение (навык, который проверяют в рамках международных тестирований PISA и PIRLS, заключается в умении извлекать ключевую информацию из текста для решения конкретных задач.—«Известия»). Сегодня 23-25% взрослого населения не владеет функциональным чтением, не только ученики. Но есть методики по повышению этого навыка, они известны.
В любом прорыве вперед—в образовании в том числе—должно быть триединство задач: это материально-техническая база, содержание образования и люди, то есть педагоги, которые работают с нашими детьми. По всем направлениям в рамках национального проекта «Образование» оказывается существенная финансовая поддержка (около 800 млрд рублей на шесть лет.—«Известия») и есть предложения, как это делать.

—Нацпроект «Образование» предусматривает внедрение новых методов обучения и обновление образовательных программ. Как может измениться работа преподавательского состава?

—В рамках национального проекта есть федеральный проект, который полностью направлен на помощь учителям. Это развитие национальной системы учительского роста, существенное обновление содержания программ повышения квалификации, стажировки, программы обмена опытом и лучшими практиками. К 2024 году мы планируем охватить процессами повышения квалификации не менее половины наших педагогов.

—Какие новые навыки им придется освоить?

—Вы, наверное, знаете, что не так много стран на земле могут похвастать столь же богатыми педагогическими традициями, как наша страна. У нас замечательные учителя, живущие своим делом, и я это говорю не только как бывший преподаватель, но и как человек, который в силу своих обязанностей регулярно посещает регионы, школы и общается с массой педагогов вживую. Они не боятся каких-либо перемен, прекрасно понимая, что стержень отечественной педагогики никуда не исчезнет и не сменится.
Что касается новых подходов, то в первую очередь это, конечно же, информационные технологии, которые должны стать инструментарием для наших учителей. Надо научиться правильно с ними работать, и мы будем оказывать в этом всю необходимую помощь.

—Некоторые вузы сейчас вводят онлайн-лекции для студентов. Возможен ли переход на онлайн-уроки в школах? Допустим, в сильные морозы дети всё равно не учатся…

—Да, у нас уже есть образовательная платформа для этого—Российская электронная школа. Уже сейчас на своем старте она содержит свыше 92 тысяч уникальных заданий и занятий, доступных онлайн. Есть лабораторные задания, библиотечные и архивные материалы, театральные и музыкальные спектакли. Для преподавателей такая платформа очень полезна: можно посмотреть лучшие уроки, составить из предлагаемого материала свой план занятия.
Много школьников обучается в отдаленных регионах, у нас 26 тысяч сельских школ. И здесь возможность онлайн-обучения совершенно очевидна, и она действительно важна для таких регионов. Но ничто не сможет заменить учителя.

Технологии в приоритете

—В новом майском указе президент поручил поменять содержание предмета «Технология». Раньше на занятиях по труду учились шить, выжигать и т.д. Чем будут заниматься школьники 20-х годов нового столетия?

—Мы сейчас работаем над этой задачей вместе с WorldSkills Россия (международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий.—«Известия») и Агентством стратегических инициатив. Курс будет постоянно обновляться, потому что это уже технологии нового времени. Новая «Технология» подразумевает синхронизацию с программой дополнительного образования, которая дает возможность расширения кругозора. И здесь предполагается активное включение детей в прикладную деятельность.
В рамках нацпроекта мы сможем создать во всех городах с численностью населения больше 60 тысяч человек детские технопарки, где школьники смогут изучать робототехнику, технологии виртуальной реальности. У нас уже есть 89 площадок в 63 регионах. Там, где нет стационарных кванториумов, будут работать мобильные. У нас их уже три, и будут появляться еще.
Новое содержание «Технологии» должно соответствовать тем задачам, которые стоят перед страной, прежде всего в области технологического развития. Но и те мастерские, которые существуют сейчас в школах, тоже останутся. Важно, чтобы дети могли понимать и разделять стремление к труду, к помощи ближним как нечто важное и необходимое в жизни.

—Какие нововведения ждут выпускников школ?

—С 2019 года впервые девятиклассники примут участие в итоговом собеседовании по русскому языку. Оно пройдет 13 февраля. В случае если кто-то по болезни или другой уважительной причине не сможет в нем участвовать, предусмотрены еще две даты: 13 марта и 6 мая. В эти дни смогут также повторно пройти собеседование те, кому не удастся это сделать с первого раза.
Среди экзаменов по иностранному языку на выбор добавился теперь и китайский язык. Кроме того, в 2019 году выпускники будут выбирать математику либо базового, либо углубленного уровня. При пересдаче уровень можно будет изменить.

С 2022 года обязательным станет ЕГЭ по иностранному языку

По аналогии с математикой экзамен можно будет сдать по двум уровням—базовому и профильному.
Говоря о технических форматах проведения аттестации, в перспективе мы рассматриваем возможность усиления роли цифровых технологий. Но эта работа требует серьезных детальных обсуждений.
Мы утвердили новый порядок проведения итоговой аттестации, сделав его еще более понятным и комфортным для наших школьников. Расписан каждый этап, указаны все возможности для сдачи, включая резервные сроки. В психологическом плане очень важно, чтобы ребенок знал и понимал, что даже в случае какого-либо форс-мажора у него всегда есть возможность продемонстрировать свои знания.

 

А. ИВУШКИНА,
Э. ХЕТАГУРОВА.
Фото А. Майшева.

Другие статьи этого номера