Выход на пенсию. Готовимся заранее

Выход на пенсию. Готовимся заранее

С 2019 года в России началось постепенное повышение возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. В результате пенсионный возраст будет повышен на пять лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Несмотря на то что сроки выхода на пенсию продлеваются, откладывать визит в Пенсионный фонд не следует.
О том, как и зачем заблаговременно готовиться к выходу на пенсию, беседуем с руководителем клиентской службы № 3 управления ПФР в Севастополе Лирой Шинкаренко.

 

—Лира Дмитриевна, кто сможет выйти на пенсию в ближайшие два года?

—Для того чтобы увеличение пенсионного возраста проходило постепенно, предусмотрен длительный переходный период продолжительностью десять лет, который начался в 2019 году и завершится в 2028-м. Мягкую адаптацию к новому пенсионному возрасту в первые несколько лет переходного периода обеспечит специальная льгота—назначение пенсии на полгода раньше наступления нового пенсионного возраста.
Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019-м и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964-1965 года рождения и мужчины 1959-1960-го. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям для лиц, достигающих 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), в 2019 году будет назначаться женщинам в возрасте 55,5 года и мужчинам в возрасте 60,5 года, а для лиц, достигающих 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), в 2020 году пенсия будет назначаться женщинам в возрасте 56,5 года и мужчинам в возрасте 61,5 года.
При этом в течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Например, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее десяти лет стажа и 16,2 пенсионного балла.

—В какие сроки можно подавать заявление на назначение пенсии?

—Процедура установления пенсии носит заявительный характер. То есть для оформления страховой пенсии по старости не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста необходимо представить в ПФР заявление о назначении пенсии и документы, удостоверяющие личность и подтверждающие возраст, гражданство, место жительства, а также страховой стаж.
Заявление и документы для оформления пенсии подаются в территориальный центр ПФР по месту жительства либо фактического проживания гражданина.
Наиболее удобный способ обращения за назначением пенсии на сегодняшний день—это подача заявления через Единый портал госуслуг или «Личный кабинет» на сайте ПФР, также заявление об установлении пенсии может быть подано работодателем с письменного согласия гражданина.

—Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие документы необходимо представить в Пенсионный фонд вместе с заявлением о назначении пенсии.

—Одновременно с заявлением нужно представить документ, удостоверяющий личность гражданина либо его представителя, в таком случае необходим документ, подтверждающий полномочия представителя, а также документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа и размер получаемой заработной платы за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года.
Документом, подтверждающим личность гражданина, место жительства и факт гражданства РФ, является паспорт. Если фамилия в паспорте и других представленных документах не совпадает (это чаще касается женщин), то потребуются свидетельства о браке (разводе) либо справка из органов загс.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Иногда по разным причинам у человека имеется не одна трудовая книжка, а две или больше. Если все они оформлены без нарушений и периоды работы не пересекаются, они все будут приняты к учету. Если в трудовой книжке отражены не все периоды работы, то их можно подтвердить справкой, выданной предприятием, на котором осуществлялась трудовая деятельность.
Если к заявлению о назначении пенсии были поданы не все необходимые документы, то гражданин вправе представить их в течение трех месяцев после его уведомления об этом.

—Как быстро рассматриваются заявления о назначении пенсии?

—Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд рассматривает в течение десяти рабочих дней с дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо в течение десяти рабочих дней с дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).
Поэтому очень важно, чтобы к моменту подачи заявления на назначение пенсии у гражданина были собраны все необходимые документы, которые будут максимально полно отражать всю его трудовую деятельность.

—С какими трудностями может столкнуться человек при оформлении пенсии?

—При назначении пенсии фактически рассматривается вся жизнь человека, причем не только трудовая (значение имеют и военная служба, и уход за детьми или инвалидом 1-й группы, а также наличие льготного статуса, определенного законодательством).
На практике довольно часто оказывается, что заявитель не может представить нужные документы, поскольку организации, в которой он трудился, уже не существует либо она находится на территории другого государства. В этом случае необходимую справку имеет право выдать вышестоящая организация или та, которая стала правопреемником в результате переименования или реорганизации. Если документы были переданы в архив, необходимые справки выдает архивное учреждение.

—То есть для того, чтобы собрать все документы, требуется время, и часто бывает, что на это уходит более трех месяцев…

—Совершенно верно. Кроме того, сведения, подтверждающие продолжительность страхового стажа, и размер получаемой заработной платы нередко требуют уточнения либо проверки.

—Что нужно сделать, чтобы своевременно оформить пенсию?

—Необходимые для пенсии документы следует подготовить заблаговременно, и с этой целью следует заранее обратиться с имеющимися документами в территориальный орган Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд предоставляет возможность заблаговременного сбора и проверки документов, подтверждающих пенсионные права граждан. Специалисты окажут содействие в направлении запросов бывшим работодателям и в архивные органы, оценят сведения, содержащиеся в представленных документах, их соответствие данным индивидуального (персонифицированного) учета, проверят юридическую правильность заполнения представленных трудовой книжки, справок и других сопутствующих назначению пенсии документов, подготовят макет пенсионного дела к моменту назначения пенсии. В результате к дню выхода на пенсию граждане будут иметь полный пакет документов, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсии в максимально возможном размере.

—Иными словами, заблаговременная работа специалистов ПФР—это помощь будущему пенсионеру в подготовке документов для назначения пенсии?

—Конечно. И этой помощью не стоит пренебрегать.

—А существуют ли какие-либо сроки для заблаговременного обращения в ПФР?

—Да есть. Мы рекомендуем уже за полтора-два года, но не позднее чем за шесть месяцев до возникновения права на назначение пенсии по старости обратиться в территориальное управление ПФ.

—Все ли граждане могут обратиться в Пенсионный фонд для проведения заблаговременной работы?

—Да, такое право есть у всех будущих пенсионеров.

—А если человек постоянно на работе и у него нет времени ходить по инстанциям. Как быть?

—У работающих граждан есть право обратиться в ПФР через своего работодателя. Так, гражданин обращается в кадровую службу своего предприятия, заполняет анкету будущего пенсионера, подает заявление о его согласии на обработку персональных данных, представляет имеющиеся у него документы. Далее работу продолжит уже работодатель.
После того как предприятием подписан порядок организации электронного информационного взаимодействия по представлению документов, необходимых для назначения пенсии, работодатель уже взаимодействует с отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц управления ПФР в Севастополе.
Электронное информационное взаимодействие заключается в том, что специалисты кадровых служб заблаговременно готовят и направляют в территориальный орган Пенсионного фонда электронные образцы документов, необходимых для назначения работнику страховой пенсии. Эти образцы представляются страхователями в Пенсионный фонд по электронным каналам связи через специальные программные комплексы.
К слову, передача информации осуществляется по защищенным телекоммуникационным каналам связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными законодательством РФ. Далее работу с представленными документами продолжат специалисты отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

—Какие преимущества существуют при обращении через работодателя?

—Они очевидны: это отсутствие необходимости лично посещать клиентские службы, а значит, решать вопросы, связанные с подготовкой к пенсии. Если гражданин обращается через работодателя, он не отрывается от работы.

—А если человек не работает, он может обратиться в этом случае?

—Да конечно. Неработающие граждане также имеют право на проведение заблаговременной подготовки.

—Куда таким гражданам для этого необходимо обращаться?

—Если гражданин не работает, он должен лично обратиться в клиентскую службу ПФР своего района.

 

—Да. Сроки такие же: за полтора-два года, но не позднее чем за шесть месяцев до возникновения права на назначение пенсии по старости.

—Благодарим за беседу.

 

Пресс-служба отделения ПФР по Севастополю.

Другие статьи этого номера