«Около ноля»: как «материковый» ритейл в Крыму оказался на грани рентабельности

«Около ноля»: как «материковый» ритейл в Крыму оказался на грани рентабельности

Российская продовольственная сеть резко сокращает свое присутствие в Крыму. С какими проблемами столкнулся ритейлер на полуострове, какова реальная инвестиционная привлекательность региона в этом сегменте рынка, разбирались РИА «Новости Крым».

 

Полуостров—в зоне риска

Продуктовая сеть «Ассорти-Продукт» из Ростова-на-Дону была первым и остается единственным ритейлером с «материка», который работает в Крыму. Самый очевидный ответ на вопрос, почему крупные продовольственные сети, популярные в России, не пришли на полуостров,—пресловутые санкции. Наличие в активах ритейлеров иностранного капитала делает проблему труднорешаемой. Однако только ли в санкциях дело? «Заход в Крым—это был рискованный шаг, конечно. Открытие любого магазина—риск, а здесь—вдвойне»,—признается директор торговой сети «Ассорти-Крым» Виталий Воронин.
Первые магазины ростовского ритейлера появились в Крыму в 2014 году. Несмотря на риск, условия для освоения нового рынка у компании были благоприятные: полуостров переживал продовольственную блокаду, из региона уходили компании с украинской пропиской, и еще не были отрегулированы поставки товаров из России. «Нужно было наладить всю эту непростую логистику, связанную с паромной переправой, и этим активно занималась наша сеть. Это было сложно, но актуально и нужно для покупателя. А вот цены на арендуемую недвижимость здесь уже тогда были выше, чем на «материке»,—вспоминает Воронин.
В итоге по прошествии четырех лет работы сеть «Ассорти» закрыла шесть из девяти своих магазинов на полуострове. Остаются работать самые крупные: в Севастополе, Симферополе и Бахчисарае. «Стоимость аренды торговых площадей в Крыму очень высокая. Нигде не установлены такие ставки, чтобы за аренду приходилось платить пять процентов от оборота,—здесь же получается больше десяти. Я сам из Сибири и могу сказать, что там ставки на аренду недвижимости в 2-4 раза ниже, в зависимости от местоположения магазина. Здесь сейчас нам предлагают 2000 руб. за кв.м, а в Новосибирске—городе-миллионнике—600-800. То есть тут практически московские ставки, насколько я понимаю, а обороты и потенциал—далеко не столичные»,—рассказывает директор представительства торговой сети в Крыму.
Он также отмечает, что по этой же причине в скором времени будет закрыт и магазин в Бахчисарае. «В Симферополе—дефицит торговых площадей, и новые не открываются. Хотя, на мой взгляд, они необходимы. Это позволило бы развиваться розничному бизнесу и уменьшить в том числе итоговую цену на товары на полке,—считает директор продуктовой сети.—В Севастополе у нас ниже арендная ставка. И если вы пройдетесь по магазину, то увидите, что там в среднем все дешевле процентов на пять, а это серьезно. Для булки хлеба разница в цене составит один рубль, а вот для бутылки элитного коньяка—гораздо больше».

Цена вопроса

Два остающихся магазина сети—в Симферополе и Севастополе—при схожей популярности у покупателя (в них совершается ежедневно около 5000 покупок) демонстрируют сильно различающиеся финансовые показатели. В Севастополе средний чек за покупку—в два раза больше, чем в крымской столице. И, как объясняют в руководстве сети, дело не только в покупательной способности крымчан. Одним из определяющих факторов для развития розницы является транспортная инфраструктура, созданная вокруг торгового центра. Директор сети указывает, что рядом с ЦУМом в Симферополе нет полноценной парковки, а это значит, что люди придут сюда только за мелкими покупками. Эксплуатация арендных площадей при отсутствии полноценных мест для стоянки автомобилей вообще показалась сибирскому управляющему ростовского ритейлера странной особенностью Симферополя.
Одна из немаловажных претензий в адрес «материковой» продуктовой сети со стороны потребителя—не только качество сервиса и услуг, но и ценовая политика. В «Ассорти» цены не дешевые, и руководитель торгового представительства в Крыму это подтвердил. Поэтому, по его словам, дирекция сети ищет новые форматы работы: уже весной на полуострове должен появиться первый дискаунтер—магазин ограниченного предложения товаров, но с минимальной наценкой, поэтому стоимость продуктов на полке обычно на 10% ниже. По этой причине подобный формат магазинов пользуется популярностью у покупателей, в России дискаунтеры открываются десятками.
Но, по словам руководителя сети, высокая стоимость аренды торговых площадей в крымской столице будет означать, что дискаунтер не сможет появиться в Симферополе. Поэтому представители ритейлера ищут для размещения площадки в Севастополе, Феодосии и в районе Ялты. Более того, в магазинах с низкими ценами—где бы они в итоге ни разместились—на прилавках не будет крымских товаров. «Когда начали работать над ассортиментом дискаунтера, то столкнулись с тем, что мы фактически не сможем позволить себе ставить на полки продукцию местных поставщиков, поэтому очень много товаров будет ехать из Ростова, Краснодара, несмотря на проблемы со стоимостью логистики. Этот вариант будет дешевле»,—пояснил Виталий Воронин.
По его словам, запуск Крымского моста значительно упростил доставку грузов с «материка». Стоимость одной фуры с продуктами подешевела вдвое—уже не 120, а около 60 тыс. руб. за машину. Но соответствующего изменения ценника потребители не заметили ни в одном из магазинов, в которые продукты поставляются через мостовой переход. «Стоимость доставки товара, скажем, из Москвы будет примерно одинаковая—что в Крым, что в Новосибирск, хотя до Новосибирска расстояние в два раза больше. А все потому, что есть еще обратная логистика, и в Крыму с этим серьезные проблемы. Многие машины, которые сюда приезжают, возвращаются пустыми»,—объяснил Виталий Воронин.
Незначительное снижение цен коснулось нескоропортящихся продуктов. Но покупатель в первую очередь обращает внимание на стоимость другой группы товаров, которую принято относить к социально значимым,—молоко и хлеб. Значительная их часть в розничных продуктовых сетях Крыма—местного производства, поставщикам невыгодно возить свежее молоко с «материковой» части России. И здесь, по словам руководителя Крымского филиала российской сети, от ритейлера мало что зависит: на полуострове молоко при его закупке дороже, как минимум, на 10 процентов, чем в России. Тем не менее ростовский ритейлер считает крымский рынок по-прежнему перспективным, хотя магазины компании демонстрируют рентабельность на уровне «около ноля».

Как быть

В Минпромторге РК, комментируя ситуацию с резким сокращением в регионе магазинов ростовского ритейлера, рассказали, что «торговая сеть Республики Крым насчитывает более 11000 стационарных торговых объектов общей площадью 1,2 млн кв.м. Обеспеченность населения торговыми площадями в 1,6 раза превышает установленный норматив». Нужно отметить, что под категорию «стационарного торгового объекта» в соответствии с определением термина (здание, строение или их часть, прочно связанные фундаментом с землей и подключенные к сетям инженерно-технического обеспечения) попадают не только крупные торговые центры, но и небольшие павильоны.
«Даже если торговая сеть «Ассорти» окончательно примет решение о закрытии всех своих магазинов, то это не повлияет ни на обеспечение населения продуктами питания, ни на ценовую ситуацию в целом. Конкуренция на рынке достаточно высока, и при уходе какой-либо сети с территории Республики на ее месте открывается новая»,—резюмировал заместитель министра промышленности и торговли РК Ян Латышев. По его словам, правительство региона направило обращения в адрес руководителей федеральных торговых сетей «Перекресток», «Магнит», «Лента», «Пятерочка» с предложением рассмотреть возможность открытия супермаркетов на территории региона. «Основная причина, препятствующая приходу новых ритейлеров на территорию Республики,—опасение санкций»,—подытожили в ведомстве.

Другие статьи этого номера