Интеллектуальный протез. За четыре месяца!

Узкий стандарт: дорожные знаки уменьшат по всей стране

Ученые СевГУ завершили работу по разработке интеллектуального трансфеморального протеза с биоподобным искусственным коленным суставом. Она велась на средства внутреннего университетского гранта (500 тыс. руб.) и продлилась четыре месяца.

 

«Фактически мы за четыре месяца сделали цифровую модель протеза. А затем и прототип—полнофункциональную модель, но не в металле, а на 3d-принтере. На такой модели еще нельзя испытывать внешние нагрузки. Также мы разработали систему распознавания двигательной активности и систему управления приводом протеза»,—рассказал доцент кафедры «Техническая механика и машиноведение» Александр Поляков.
В России ежегодно ставится 47-50 тысяч протезов. Из них всего 198 полуактивных, и все они закуплены за рубежом.
«Если бы были широко доступны хотя бы полуактивные отечественные протезы, это был бы переворот в жизни инвалидов. Мы стремимся создать активный протез на основе существующей элементной базы, что сделает его гораздо дешевле. Мы пошли по пути, который не доставит инвалиду каких-либо хлопот, предлагая поставить инерционные датчики на протез. Они работают автономно»,—сказал Поляков.
Разработки в этом направлении велись в севастопольском вузе еще с 2007 года. Именно поэтому в 2018 году один из десяти внутренних грантов был представлен на совершенствование конструктивных модулей и подсистем иерархической системы управления интеллектуального протеза. Основным условием выделения средств была возможность как можно быстрее внедрить результаты разработок в практику.
«После наших выступлений на ряде научных конференций нам поступило предложение от фирмы «Моторика». Она—обладатель гранта Сколково, но до сих пор занималась только протезами рук. Кроме того, мы ведем переговоры с одним из коммерческих предприятий Севастополя, где работают наши бывшие магистранты»,—рассказал Поляков.
Севастопольские ученые намерены продолжать работу.
«Мы закупили комплектующие для изготовления испытательного стенда системы управления протеза: двигатель линейного движения для того, чтобы моделировать движение тазобедренного сустава, двигатель вращательного движения, беговую дорожку. В ближайшее время продолжим эту работу и уже на энтузиазме будем проводить испытания»,—подчеркнул Поляков.

Другие статьи этого номера