Зыбкий расчет. Взлетят ли весной цены на бензин?

Античные города в России— новый проект для четырех регионов

Российские власти пока не настроены продлевать соглашения с нефтяными компаниями о замораживании цен на топливо, рассчитывая на их социальную ответственность.

 

Ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов остается тревожной: на фоне роста НДС в начале года до 20% нефтекомпании подняли цены на топливо на заправках. Это подорожание согласовано с правительством в рамках пакетной договоренности по сдерживанию цен на автомобильное топливо в стране до конца марта. Но допустимый потолок индексации установлен в размере 1,7%. Заступ за «флажки» грозит нефтяникам введением заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, о чем не раз предупреждал глава правительства Дмитрий Медведев. При этом январское плановое увеличение акцизов нефтяникам запрещено отыгрывать путем «задирания» потребительских котировок.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) пока не фиксирует ценовых нарушений на розничном рынке моторного топлива. Но уже сейчас в фокусе внимания 31 марта—дата окончания ценового соглашения по топливу властей с нефтяными компаниями. Мониторинг покажет, потребуется ли пролонгация «заморозки» цен на бензин и как в итоге проявит себя на потребительском рынке январская индексация акцизов на нефтепродукты. Следует также учесть, что весной начинается посевная, которая разгоняет спрос на горючее. Активней после зимы становится и армия автомобилистов. Сезонность будет соблазнять производителей топлива к корректировке цен в сторону повышения.
Вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак не раз намекал на отраслевых совещаниях, что насыщение внутреннего рынка топлива является приоритетной (по сравнению с экспортом нефтепродуктов) для нефтяных концернов задачей. В видении властей эти уроки должны быть усвоены. Расчет правительства строится и на недавней «устрашающей» инициативе ФАС.
5 февраля замглавы ведомства Андрей Цариковский сообщил о планах возбудить антимонопольное дело в связи с подозрениями двух крупных трейдеров в сговоре, следствием чего и стал скачок биржевых цен на топливо весной 2018 года. При этом чиновник заметил, что в процессе рассмотрения дела могут появиться и новые фигуранты. Но конкретики не прозвучало. Таким образом, ФАС сохраняет интригу, стремясь побудить всех трейдеров вести себя аккуратней. Также нефтяникам настоятельно рекомендовано индексировать цены на бензин в 2019 году синхронно с темпами инфляции, без превышения.
Естественно, власти заинтересованы в стабильности топливного рынка. Но принятый к реализации налоговый маневр, напротив, провоцирует рост цен на горючее в стране. В этом и заключается ключевое противоречие. Тем более что мировая цена барреля Brent давно закрепилась выше рубежа $60, отдалившись от декабрьской ямы, когда «бочка» эталона продавалась в отдельные дни и за $50. А удорожание сырья на глобальных площадках, как известно, также одна из серьезных причин роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Показательна конъюнктурная статистика по прошлому году: по данным «Росстата», автомобильный бензин в России по его итогам подорожал в рознице на 9,4% по сравнению с 2017 годом. Лишь в декабре розничные цены на бензин снизились относительно ноября 2018 года на 0,1%. Публичные заверения регуляторов уложиться в рамки годовой инфляции по уровню роста розничных цен на бензин оказались несостоятельными.
Огромная территория нашей страны приводит к немалым различиям между регионами, и одно из них—ценообразование на различные товары на автотопливо. По итогам 2018 г. разница между максимальной и минимальной ценой на бензин марки Аи-92 в российских регионах достигла 39%, хотя еще в середине прошедшего года составляла около 30%. Структура стоимости бензина, по сути, состоит из двух групп факторов, которые оказывают влияние на конечную цену реализации. К первой группе можно отнести акцизы, налоги и себестоимость добычи, а ко второй—транспортные расходы и прибыль нефтяных компаний и АЗС, которые сказываются на изменениях цены в региональном разрезе. Кроме того, доходы населения в российских регионах также существенно различаются, и в данном случае диапазон значений еще шире. Поэтому фактическая цена на АЗС не всегда свидетельствует о большей или меньшей нагрузке на бюджет водителей. Все зависит от соотношения цены бензина к зарплате.
Для оценки доступности автомобильного топлива по заказу РИА «Новости» эксперты агентства РИА «Рейтинг», основываясь на данных «Росстата», рассчитали объем бензина, который могут приобрести на свою среднемесячную зарплату жители разных регионов России и составили рейтинг регионов РФ по доступности бензина для населения. Он строится на основе ранжирования регионов по объему бензина марки Аи-92, который может приобрести житель того или иного субъекта РФ на среднюю в регионе зарплату за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018-го.
В число лидирующих в рейтинге регионов с самым доступным бензином входят преимущественно территории Крайнего Севера и обе российские столицы. А лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где на среднюю зарплату можно приобрести 2006 л в месяц. Второе место заняла Москва (1699 л), третье—Ненецкий автономный округ (1588 л). Еще в десяти регионах на среднюю в регионе зарплату водители могут приобрести более 1000 л бензина марки Аи-92.
Самая низкая доступность—в республиках Северного Кавказа, жители которых могут приобрести на свою зарплату в 3-4 раза меньше бензина, чем жители ЯНАО. На среднюю в Республике Дагестан зарплату в месяц можно купить 483 л бензина марки Аи-92, в Карачаево-Черкесской республике—508 л, в Кабардино-Балкарии—517 л.
Разброс цен на автомобильное топливо в российских регионах очень велик: от 42,52 руб./л в Ингушетии до 59 руб./л в Чукотском автономном округе. В регионах с высокой доступностью бензина с точки зрения покупательной способности, где жители могут на свою среднемесячную зарплату приобрести более 1000 л автотоплива, цены заметно выше среднероссийского уровня. Так, самый дорогой бензин продается в упомянутом выше Чукотском автономном округе, а также Магаданской области (55,68 руб./л), Республике Саха (Якутия) (55,35 руб./л), Камчатском крае (50,09 руб./л), Ненецком автономном округе (48,89 руб./л) и Сахалинской области (47,63 руб./л).
Но высокие цены на топливо в данных регионах можно объяснить реализацией комплекса мер по обеспечению северных территорий страны жизненно важными товарами, которые завозятся в теплое время года по морям и рекам, так как в зимний период транспортно-грузовое обеспечение с регионами затрудненно.
А вот минимальная стоимость Аи-92 в начале 2019 года наблюдается в Ингушетии. Кроме того, еще в четырех регионах—Томской области, Алтайском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Челябинской области—цена бензина не превышает 43 руб./л. В 43 российских регионах рост стоимости автотоплива превысил 10%. В среднем по России за прошедший 2018 год стоимость бензина марки Аи-92 выросла на 9,9%. Отметим, что второй год подряд рост цен на бензин превысил инфляцию, которая по итогам 2018 года составила 2,9%. При этом в регионах цены изменились очень неравномерно. В 43 российских регионах рост стоимости автомобильного топлива превысил 10%. Самый быстрый рост цен (более чем на 13%) наблюдался в Чеченской республике, Севастополе, Республике Крым, на Алтае и в Северной Осетии—Алании. При этом в Камчатском крае, Сахалинской, Амурской области и Приморском крае цены выросли не более чем на 5%.
В ближайшем будущем эксперты РИА «Рейтинг» не ожидают существенных изменений в расстановке позиций рейтинга доступности бензина для населения в регионах. Но в целом его доступность может увеличиться при сохранении наблюдаемого роста заработной платы и стабилизации цен на топливо, достигнутых административными мерами.

Другие статьи этого номера