Жизнь на суперскоростях

Жизнь на суперскоростях

Приходя в гости к известнейшему и заслуженному водному гонщику и наставнику молодых пилотов Евгению Ковалеву, сразу обращаешь внимание на картины. Они на стенах во всех комнатах. Их автор—сам хозяин дома. Здесь и портреты, и пейзажи, и, конечно(!), моторы любимых лодок. Знаменитый спортсмен, известный тренер многогранен в своем таланте. Его жизнь теперь—в красках, в цветах водно-моторного спорта.

Водно-моторный спорт в начале прошлого века был олимпийским. Но Первая мировая война внесла коррективы, и олимпийскими стали уже другие виды. А чемпионаты планеты, континентов, стран продолжались на водной глади озер, рек, морей и океанов. Севастополец Евгений Ковалёв посвятил всю свою жизнь водно-моторному спорту. К нему пришли звания мастера спорта, почетного мастера спорта (было в Советском Союзе такое, если спортсмен пять лет подряд выполнял мастерский норматив), мастера спорта международного класса, заслуженного тренера УССР. Е. Ковалев—рекордсмен мира в классе глиссеров, чемпион Европы, пятикратный чемпион СССР, шестикратный обладатель кубка Советского Союза, десятикратный чемпион Вооруженных Сил СССР, бессменный капитан национальной сборной СССР 1973-1978 годов.
Выступал Е. Ковалев на глиссерах (R-4 и R-6) и скутерах F-500, развивая скорость на поверхности воды до 150-160 км/час—быстрее «лететь» на соревнованиях было просто невозможно, т.к. расстояние между поворотными буями специально устанавливали не более 600 м, а значит, больше не разгонишься. В аварийном случае выстреливала капсула-кресло, и жизнь пилота сохранялась. Но были и трагические случаи… Такова жизнь среди моторов и бешеных скоростей. Увы, такова и спортивная судьба…
Чтобы выступать на гонках и моторных регатах, необходимо было иметь суперлицензию, своего рода разрешение «камикадзе». Это подразумевало участие в гонках на пределе человеческих возможностей. В спортивном сезоне проводилось до двух десятков гонок. Сильнейшие пилоты в ту пору были в России, Прибалтике, на Кавказе, и борьба на водной глади велась очень острая, на немыслимых скоростях, виражах и с величайшим риском для жизни.
Материальная часть гонок в 57-м спортклубе Черноморского флота была тогда одной из лучших. Для членов советской сборной моторы приобретались в Швеции, Германии, Италии, а также создавались в родных Лазаревских мастерских. В те годы, бывало, проходя мимо баталерки в яхт-клубе ЧФ, всегда можно было встретить Е. Ковалева, без устали копавшегося во внутренностях «стальных дельфинов»—глиссера или скутера, а то и родного автобуса-«микрушки», на котором со своими учениками он исколесил всю Россию и Европу.
Евгений Анатольевич—заслуженный тренер России, почетный работник физкультуры РФ, подготовивший более 50 мастеров спорта и пять мастеров спорта международного класса России и Украины. К слову, и первого мастера спорта по водно-моторному спорту в Севастополе и на ЧФ воспитал именно Е.А. Ковалев. Звание чемпиона мира завоевал его ученик Анатолий Головин, чемпионами Старого Света стали Геннадий Волков и Юрий Лапутин, а рекордсменом мира—Юрий Борисов. Все они—мастера спорта международного класса, звезды мирового уровня водно-моторного спорта!
С гордостью вспоминает ветеран одного из своих любимых учеников—десятикратного чемпиона России, мастера спорта Сергея Березина. Был Евгений Анатольевич и тренером российской сборной с 1993-го по 2010 год. А его воспитанник, мастер спорта Евгений Пашков, стал доктором технических наук, профессором и ректором Севастопольского приборостроительного института (ныне—СевГУ).
Наискромнейший человек, ветеран севастопольского и флотского спорта, Е. Ковалев буквально загорается и светится радостью, рассказывая о достижениях своих учеников, которые проходили службу в спортивной роте ЧФ, занимались вместе с ним этим скоростным и экстремальным видом спорта настоящих мужчин. Некоторые из них продолжают дело мэтра водно-моторного спорта. Так, Юрий Цветков работает тренером в морской школе и обучает ребят—будущих защитников Родины—мужской профессии, морскому делу.
К сожалению, сегодня водно-моторный спорт стал коммерческим, и теперь в День Военно-Морского Флота севастопольцы и гости города-героя не видят проносящиеся мимо трибун глиссеры и скутеры. Этот вид спорта в региональном ЦСКА не культивируется. Напоминают о былых достижениях наших флотских спортсменов лишь фотографии и экспонаты в музее 57-го яхт-клуба ЧФ (смотритель—ветеран спорта Эдуард Пугач). Все реже приглашают спортсмена экстра-класса и супертренера Е.А. Ковалева и на спортивно-массовые мероприятия города и флота. Правда, в прошлом году по приглашению организаторов Евгений Анатольевич побывал на соревнованиях в Краснодаре. Сожалеет ветеран, что отсутствует преемственность в его любимом виде спорта. Но перед его глазами—всегда борьба, натиск, скорость!..

В. МЕЛЯНСКИЙ.

Другие статьи этого номера